Как развивается система исторического образования и исторической науки?

В формате круглого стола в Парламенте КБР обсудили развитие системы исторического образования и исторической науки в КБР.
Заседание организовано комитетом Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи совместно с советом регионального отделения Российского исторического общества в КБР.
В разговоре приняли участие Председатель Парламента КБР, руководитель совета регионального отделения РИО в КБР Татьяна Егорова, вице-спикер Салим Жанатаев, представитель Главы и Правительства КБР в Парламенте КБР и судебных органах Мадина Дышекова, депутаты Парламента КБР, руководители министерств, члены регионального отделения РИО в КБР, представители научных и образовательных организаций.
Приветствуя участников круглого стола, Т. Егорова отметила:
– В прошлом году по результатам всероссийского голосования впервые в Конституцию нашей страны были внесены нормы о защите исторической памяти, исторической правды. Эта необходимость появилась в результате ответной реакции на попытки переиначить историю, принизить роль нашей страны в ключевых событиях прошлого, важнейшим из которых, безусловно, является Вторая мировая война. Если несколько лет назад эти попытки и псевдонаучные заявления носили единичный характер, то сегодня рамки бессовестной лжи разрослись до невероятных размеров – в ней принимают участие чуть ли не целые государства. Всему этому надо активно противодействовать, и в эту работу должны включиться органы государственной власти и управления, институты гражданского общества и простые граждане.
По словам Т. Егоровой, важнейшую роль в этом вопросе должны играть профессионалы-историки:
– Нам есть, что противопоставить псевдонаучной истерии. Но в отличие от наших оппонентов мы должны оперировать фактами. Историческая правда, основанная на человеческой памяти, на свидетельствах миллионов очевидцев по всему миру, на многократно доказанных и признанных фактах, на нашей стороне. Просто нужно её умело, доходчиво, убедительно доносить до всего мирового сообщества. И на сегодня это глобальная задача, которая стоит перед исторической наукой.
Руководитель высшего законодательного органа выразила уверенность в том, что актуальность исторической науки с годами будет только возрастать:
– Мы понимаем, какой невероятной ценой наши отцы и деды завоевали Победу – они освободили мир от фашизма. И мы просто не имеем права проиграть войну информационную.
Другой важнейшей задачей современной исторической науки Татьяна Егорова назвала правильное образование подрастающего поколения:
– Наши дети должны знать подлинную историю своей страны, своей республики. Не всё однозначно и просто, но событий для гордости за страну, за республику у нас предостаточно. Ещё А.С. Пушкин говорил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Но знание истории своей страны и республики наше подрастающее поколение должно получать из достоверных источников, а не по зарубежным фильмам, квестам, шоу. Это тоже задача для профессиональных историков и исторической науки, и здесь мы тоже не имеем права что-то упустить, потому что последствия могут быть самыми пагубными, – заключила Т. Егорова.
Как заметила руководитель профильного комитета Парламента Нина Емузова, формат круглого стола даёт возможность высказаться по актуальным вопросам «лучшим умам исторической науки», общественным деятелям и представителям образовательных учреждений, реализующим программы исторического образования.
Министр просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Анзор Езаов проинформировал, что в республике работают 435 учителей истории, из них 242 имеют стаж от 20 лет и более. Программы повышения квалификации в 2020 году прошли 200 человек, 30 – профессиональную переподготовку. В 2020 году учитель истории школы №1 с. Атажукино Эмма Хацукова стала победителем всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации». В последние годы историю как предмет по выбору в форме ЕГЭ сдают около пятой части выпускников, видна положительная динамика показателей ЕГЭ, что является результатом системного повышения квалификации учителей.
Сокращается количество школьников, не преодолевших минимальный пороговый балл. Если в 2018 году их было 212 человек, то в 2020 году – 125. В 2018 году средний балл по ЕГЭ по истории в республике составил 48,2, в 2019 году – 50,7, в 2020 году – 55,3, тогда как средний балл по стране установился на уровне 56,4. Из года в год растёт количество высокобалльников: в 2018 году от 81 балла и выше на ЕГЭ по истории получили 85 выпускников, в 2019 году – 119, в 2020 году – 167, в том числе пять получили по сто баллов. Среди учащихся КБР нет победителей и призёров всероссийских олимпиад по истории. Чтобы изменить ситуацию, необходимо активизировать работу по подготовке школьников к участию в предметной олимпиаде.
А. Езаов отметил, что педагоги нуждаются в систематическом знакомстве с учебно-методической литературой, электронными ресурсами, методами работы с ними для организации самостоятельной деятельности учащихся. Обращалось внимание и на то, что не все кабинеты в школах соответствуют требованиям ФГОС и историко-культурного стандарта.
И.о. директора центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР, заместитель председателя совета регионального отделения РИО Артур Кажаров сообщил, что утверждена «дорожная карта» по подготовке нового поколения учебников по истории и культуре народов КБР. Завершается подготовка примерных образовательных программ, в апреле пройдёт конкурс по отбору авторских коллективов. В декабре должна быть представлена рукопись учебных изданий, затем пройдёт их апробация. Параллельно будут разработаны программы повышения квалификации учителей истории.
Заместитель директора школы №9 г. Нальчика, учитель истории Наталья Чепракова говорила о новых подходах к преподаванию истории в школах, использовании цифровых технологий.
На вопросах развития исторического образования в системе высшего образования КБР остановился директор социально-гуманитарного института КБГУ им. Х.М. Бербекова Муслим Тамазов. С 1995-го по 2020 год выпущено 1415 специалистов-историков, 731 бакалавр истории и 271 магистр истории. Процент их трудоустройства – около 60. Стоит задача увеличить этот показатель до 70%. Обеспокоенность вызывает тенденция снижения объёма контрольных цифр приёма на обучение за счёт средств федерального бюджета в магистратуре и аспирантуре КБГУ, что может негативно сказаться на системе исторического образования и исторической науки в республике.
Своё видение об актуальных исторических и этнокультурных тематиках в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа представил директор Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН, депутат Парламента КБР Касболат Дзамихов. Проблемы развития исторический науки в КБР озвучил главный научный сотрудник ИГИ КБНЦ РАН Алексей Абазов. О просветительских проектах в области истории в деятельности некоммерческих организаций рассказал и.о. министра по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей КБР Анзор Курашинов. О работе по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности сообщил проректор Северо-Кавказского государственного института искусств Фуад Эфендиев.
Заседание круглого стола завершилось принятием итогового документа с рекомендациями Правительству КБР, заинтересованным министерствам, региональному отделению РИО, образовательным и научным организациям, органам местного самоуправления.

Марьяна БЕЛГОРОКОВА.
Поделиться: