Когда я говорю «горец», макушка моя касается неба

В год культурного наследия народов России мы продолжаем рассказывать о мастерах, чьи произведения являются звеном, связывающим древнюю культуру и современность. Сегодняшняя история о педагоге и мастере по изготовлению кийизов Маржан Бозиевой.
Родители Маржан родом из одного ущелья: отец Бубарек Гаев из селения Шики, мама Зулихат Хуламханова родилась в Безенги. В пятилетнем возрасте со своими семьями они попали в Иссык-Кульскую область Киргизии, где провели годы депортации. Молодые люди поженились уже после возвращения на родину и стали жить в селении Безенги, где отец работал в колхозе «Путь к коммунизму», а мама была председателем сельского совета. В семье было семеро детей, все стремились профессионально реализоваться. Окончив десять классов средней школы, Маржан поступила на филологический факультет КБГУ, но вскоре перешла на заочное отделение, начав работать учителем русского языка и литературы в Карасу. Выйдя замуж в Бабугент, Маржан стала преподавать родной язык и литературу в местной средней школе. Её ученики активно участвовали в различных творческих конкурсах, и однажды она предложила им удивить зрителей, сделав совместно картину из шерсти, то есть кийиз. Тогда она и сама впервые прикоснулась к старинному ремеслу – на коврике с изображением танцующей пары было выткано известное изречение на балкарском языке: «Когда говорю «горец», макушка моя касается неба». Это было первое изделие Маржан, запустившее в ней генетически обусловленное мастерство. С тех пор, очаровавшись этим занятием, она стала регулярно заниматься  данным ремеслом.
– В жизненном укладе балкарцев большое значение имели войлочные ковры – кийизы, – рассказывает Маржан. – Они делились на три вида: «Ала-кийиз», состоявший из геометрических фигур, «Жереч-кийиз» с так называемым вкатанным узором, когда на шерстяном полотне выкладывали композицию из орнаментов другого цвета и вкатывали её в основу. Для третьего вида – «Бичилген-кийиза» сначала делалось двух-, трёхцветное полотно, из которого вырезали орнамент, пришивая один к другому по цвету, и таким образом получалось два разных ковра, затем их валяли. Орнаментику балкарских кийизов составляли различные геометрические формы, изображения животных, растений и солярных знаков – солнца и луны.
Технологию изготовления кийизов впервые я увидела у своей бабушки, но в детстве и юности особого интереса к этому не проявила. Через много лет начала вспоминать, как она это делала и, восстановив в памяти важные моменты технологии, научилась изготавливать кийизы самостоятельно. Моя мама тоже занималась рукоделием: шила различные изделия и плела бахрому на национальные платки, но после выхода на работу, имея несколько детей, всё реже садилась за шитьё. Бабушка, однако, постоянно была занята какими-то ремёслами, обрабатывала кожу, шила папахи из шкур, валяла из шерсти  шляпы. Она рассказывала, что сшила шляпу самому Кязиму, жившему по соседству, его жена была родственницей бабушки, и они тесно общались.  От своей бабушки я и научилась многому. Для использования в быту односельчане изготавливали разные кийизы: ковёр вешали на стену, потолще клали на пол, были и особо тонкие кийизы-занавески, прикрывающие полки с вещами и посудой, а также делали намазлыки.
В нашем доме в обиходе не было больших ковров, так как при переселении они не сохранились, но осталась вышивка золотом, созданная руками бабушкиной матери. Разглядывая её, я очень хочу попробовать и золотошвейное мастерство.
Сегодня Маржан по-прежнему работает в бабугентской школе учителем балкарского языка и литературы. В этой школе открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», руководителем которого она является. Также трудится в районном Доме детского творчества, в котором ведёт кружок «Войлочный путь», где занимаются шестнадцать детей. Организовать кружок было инициативой Маржан, а в Доме детского творчества её охотно поддержали, так как до сих пор по работе с войлоком занятий не было. Кружок, существующий шесть лет, посещают девочки, а в этом году учеником стал юноша, который хорошо рисует и имеет мечту изобразить в войлоке лошадей, поскольку их очень любит. Воспитанникам интересно изготавливать различные изделия, изучать технологии создания как современных кийизов, так и тех, которыми пользовались раньше. Современные школьницы любят работать над созданием сумочек, брошей, бус и других декоративных вещей. Возраст учеников студии от 8 до 14 лет, и сегодня это единственный кружок в Доме творчества, где занимаются художественным ремеслом. Ежегодно ученики Маржан участвуют в республиканских конкурсах: в «Палитре ремёсел» и в конкурсе «Эстафета веков», где они занимают призовые места. Также юные мастера регулярно участвуют в конкурсе «Родной язык – душа моя, мой мир» и в ежегодных выставках народных промыслов, таких как фестиваль «Алтын кол», где выставляют как работы учителя, так и детские произведения.
Сегодня часть работ Маржан хранится у коллекционера Рашида Локьяева. Её кийизы подарены музею Кайсына Кулиева в Лескенском районе, а от детей творческого объединения «Войлочный путь» был изготовлен и преподнесён в день республики в дар Главе КБР Казбеку Кокову  его фамильный знак.
Марина БИДЕНКО

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

12.08.2022 - 10:40

Беспрепятственный доступ

В Кабардино-Балкарии продолжается работа по обеспечению беспрепятственного доступа отечественных сельхозтоваропроизводителей к торговым объектам различных форматов.

11.08.2022 - 09:44

На ремонт направили более 119 миллионов

Специалисты филиала «Россети Северный Кавказ» – «Каббалкэнерго» подвели итоги выполнения ремонтной программы в первом полугодии.

10.08.2022 - 09:39

Праздник гостеприимства

Более трёх тысяч жителей района приняли участие в фестивале «Загляни в моё село». Он был посвящён 100-летию Кабардино-Балкарской Республики и Баксанского района.

09.08.2022 - 09:54

Цифровой прорыв

Подведены итоги одного из самых масштабных в России проектов для IT-специалистов президентской платформы «Россия – страна возможностей» – «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект».

08.08.2022 - 17:34

Глава КБР Казбек Коков проинспектировал объекты строительства и благоустройства в Нальчике