В воспитательный процесс должны быть вовлечены все стороны

Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова провела очередное заседание президиума законодательного органа республики. В рамках «правительственного часа» парламентарии обсудили вопросы развития системы воспитания в сфере общего образования.
По словам министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Анзора Езаова, работа по построению эффективной системы воспитания ведётся в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, а также госпрограммы «Развитие образования в КБР».
С сентября 2019 года в республике начата апробация примерной программы воспитания обучающихся, призванной помочь педагогам выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса. На 1 января 2021 года в 16 школах программа воспитания уже внедрена и реализуется. Выступающий подчеркнул, что практика работы свидетельствует о приоритетной роли классного руководителя в воспитательном процессе. В соответствии с поручением Президента РФ с сентября 2020 года классные руководители получают доплату из федерального бюджета в размере пяти тысяч рублей. С января 2021 года выплачено 97142931,39 руб., а также сохранена региональная доплата, составляющая в среднем 1024 рубля. В 2020-2021 учебном году функции классного руководителя осуществляют 5029 педагогических работников.
Большое внимание уделяется повышению квалификации и педагогического мастерства классных руководителей, регулярно принимающих участие в престижных семинарах, конкурсах и проходящих обучение.
Для определения траектории дальнейшего развития воспитания в образовательных учреждениях Минпросвещения КБР совместно с институтом педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ в феврале 2021 года проведена диагностика состояния актуальных аспектов воспитательной работы в школах. Были определены критерии эффективности и разработаны автоматизированные методики анкетирования детей и родителей. В анкетировании приняли участие 14228 родителей учеников 7-11 классов, а также 20417 школьников.
Среднее значение оценки родителями воспитательных усилий школы составило 3,7 из пяти возможных. По мнению министра, этот результат даёт возможность оценить общую удовлетворённость воспитательной работой школы как достаточно хорошую. Кроме того, результаты диагностики дают возможность наметить направления дальнейшей работы по усилению воспитательной составляющей образовательного процесса.
Особое внимание уделяется развитию региональных отделений всероссийских объединений и региональных организаций, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодёжи. По итогам 2020 года в образовательных организациях проведён комплекс мероприятий по профилактике правонарушений, терроризма, межнациональных конфликтов, культурному развитию, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с общим охватом 189545 человек.
Подчеркнув, что школа и общественные организации – лишь один из институтов воспитания, А. Езаов напомнил о ведущей роли семьи в воспитании детей и рассказал о необходимости искать и внедрять новые, продуктивные формы работы с семьёй.
С 2019 года в республике реализуется проект «Служба психологической поддержки семей с детьми, а также граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей», проведено 42 тысячи консультаций. В 2021 году выездными консультациями было охвачено 67 населённых пунктов, круглосуточно работает телефон горячей линии.
Профилактикой асоциального поведения в школах занимаются советы профилактики и наркологические посты во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами, общее число которых в республике составляет 231. Озвучены данные профилактического учёта, социально-психологического тестирования, социометрии, а также количество семей, поставленных на учёт как находящиеся в социально опасном положении.
Анзор Езаов подробно остановился на деятельности учреждений дополнительного образования различной направленности, которые «играют важную роль в воспитательном процессе, выявлении и развитии способностей каждого ребёнка, трудовом воспитании детей и их социализации». В 23 учреждениях занимаются более 40 тысяч детей и подростков в возрасте от пяти до 18 лет.
Завершая выступление, министр сказал о ряде факторов, необходимых для достижения воспитательных целей, а также обозначил проблему наличия не во всех образовательных учреждениях ставки педагога-психолога, следовательно, увеличивается нагрузка на социальных педагогов.
Перейдя к обсуждению, Татьяна Егорова поинтересовалась несколькими аспектами работы ведомства в сфере воспитания: результатами апробации примерной программы воспитания обучающихся в 16 названных школах, вопросами совмещённого классного руководства, проявлениями девиантного поведения детей.
А. Езаов рассказал, что на работу с подростковой возрастной категорией, находящейся в зоне риска, ориентировано всё педагогическое сообщество: педагоги-психологи, социальные работники, классные руководители. По его мнению, это важный переходный момент, который «нельзя упускать ни в школе, ни в семье, потому что исправить намного сложнее».
Отвечая на вопрос о реализации примерной программы воспитания обучающихся, министр отметил, что на данном этапе основной задачей было внедрение и наблюдение, а также заверил, что работа в этом направлении продолжается.
Заместитель председателя комитета Парламента КБР по труду, социальной политике и здравоохранению Владимир Безгодько акцентировал внимание на тяжёлой и ответственной работе классных руководителей и наличии действующих воспитательных программ.
Выступающий согласился с мнением депутата о значимой роли классного руководителя в процессе воспитания школьников и подчеркнул, что он должен иметь желание и время работать с детьми, формировать их мировоззрение, направлять, в том числе и через воспитательную работу и внедряемые программы в этой сфере.
Председатель комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи Нина Емузова сделала акцент на межведомственном взаимодействии, активном использовании потенциала организаций дополнительного образования в процессе воспитания и усилении работы всех институтов воспитания.
Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Парламенте КБР Владимир Кебеков за рамками обсуждаемой темы обозначил проблему ветхого состояния школы в с. Озрек и призвал обратить внимание на ситуацию.
Обменявшись мнениями, парламентарии выработали ряд рекомендаций в адрес заинтересованных структур.
Принято решение о созыве очередного заседания Парламента КБР 29 апреля.
Рассмотрен и запущен в работу законопроект «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР за 2020 год».
Депутаты обсудили более двух десятков проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений из других субъектов РФ.
Председатель комитета Парламента КБР по аграрной политике, экологии, природопользованию и земельным отношениям Артур Текушев проинформировал коллег об исполнении рекомендаций «правительственного часа» о ходе реализации на территории КБР национального проекта «Экология».

Пресс-служба Парламента КБР.
Поделиться: