В Государственной Думе обсудили развитие системы высшего образования

В больших парламентских слушаниях по вопросу развития системы высшего образования России, состоявшихся 27 июня в Государственной Думе, приняли участие и.о. ректора  Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрий Альтудов и начальник управления стратегических программ и проектов вуза Рамазан Лигидов.
В дискуссии о необходимос-ти перехода к собственной образовательной системе  в связи с выходом России из Болонской системы приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.
В своём Telegram-канале председатель Государственной Думы Вячеслав Володин провёл опрос о будущем высшего образования и Болонской системы в нашей стране. 90% проголосовавших уверены, что нынешняя система высшего образования нуждается в изменениях.
– Очевидно, что западную модель в этой сфере нельзя слепо копировать. Правильно на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода создать собственную национальную эффективную систему высшего образования, – отметил Вячеслав Володин. 
О том, что для успешного развития системы образования необходимо уделить  внимание всем его ступеням  от школы до вуза, говорил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров, и такую модель обучения можно распространить на все сферы. Кроме того, присоединение к Болонской системе не привело к автоматическому признанию российских дипломов – эта работа ведётся системно на основе многосторонних соглашений. С выходом России из Болонской системы студентам не стоит бояться непризнания дипломов – в этом министр заверил участников слушаний.
– Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран, –  подчеркнул В. Фальков. 
Он также назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования, которая должна исходить из запросов экономики, работодателей: направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей, в частности технологического суверенитета; открытость – развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; фундаментальность; гибкость. Важна также практичность: образование должно быть востребовано.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая – специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая траектория  – бакалавр + магистр по интегрированным специальностям. Это целесообразно также для наукоёмких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность уйти с траектории после диплома бакалавра, однако статис-тика МГУ показывает, что 90% выпускников предпочитают именно модель «бакалавр + магистр».
Третья модель – оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приёма: она преимущественно нужна для иностранных граждан.
– Конечно, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится, – заключил Виктор Садовничий. 
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение. Важнейшим показателем качества высшего образования депутат считает способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать решения, эффективно действовать во всех сферах производственной и общественной жизни в отсутствие жёсткого контроля и принуждения, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным идеалам.
Своё мнение также выразили представители вузовского сообщества. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев заявил, что должны дать возможность пользоваться публичной собственностью вузов всем, но на основе правил, установленных на федеральном уровне. Также он обратил внимание на то, что в системе высшего образования России до сих пор не удалось добиться единообразия и мобильности (академическая мобильность – перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определённый период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания).
– Новая модель должна учитывать традиции, «мегапредметность», практико-ориентированность и новые вызовы, – отметил ректор Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. – Бакалавр – это неоконченное высшее образование, а магистратура должна быть дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте.
Ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Пётр Глыбочко обратился с просьбой убрать слово «услуга» из законодательства о медицинской деятельности. «Мы оказываем медицинскую помощь», – подчеркнул он. Председатель Госдумы В. Володин поддержал это предложение.
По окончании парламентских слушаний Альтудов сообщил: «Практически все выступавшие высказались за сохранение всего лучшего, что было в прежней системе образования и накоплено за последние три десятилетия. По уровням образования упор на специалитет делается там, где это необходимо. Наряду с этим предлагается сохранить бакалавриат и магистратуру.
Рассматривается возможность внедрения интегрированной магистратуры – по примеру МГУ: если выпускник бакалавриата намерен продолжать обучение в магистратуре, он не сдаёт выпускные экзамены в бакалавриате и вступительные для зачисления в магистратуру. Важно, что в магистратуру можно идти только с базовым профильным образованием – это основная мысль.
Ещё одна важная позиция – дополнительным профессиональным образованием должны заниматься только вузы, но никак не фирмы-однодневки, которые выдают сомнительные сертификаты о повышении квалификации.
Все предложения будут анализироваться, механизм – вырабатываться, различные политические фракции Госдумы представят свои позиции на осенней сессии нижней палаты Федеративного Собрания РФ. Объективно: страна переходит к диверсифицированной многоуровневой системе образования».
Ирина БОГАЧЁВА

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.04.2024 - 17:05

ЦУР КБР проведет прямой эфир с главой администрации Чегемского района

Центр управления регионом КБР продолжает рубрику «Актуальные вопросы», в рамках которой руководители ведомств и главы местных администраций муниципальных районов Кабардино-Балкарии отвечают на акту

26.04.2024 - 14:38

14 мая – нерабочий день

Глава КБР Казбек Коков подписал указ об объявлении 14 мая нерабочим днем по случаю Радоницы - дня особого поминовения усопших.

26.04.2024 - 14:37

Жители Кабардино-Балкарии приняли участие в патриотической акции «Диктант Победы»

Сегодня по всей России и еще в шестидесяти странах прошла патриотическая акция «Диктант Победы». В школах, вузах и ведомствах КБР для проведения акции было подготовлено 84 площадки.

26.04.2024 - 13:57

ИТ-парк в Нальчике разместится на углу Ленина и Тарчокова

Сегодня Глава КБР Казбек Коков в своем телеграм-канале высказался о создании в Кабардино-Балкарии ИТ-парка.

26.04.2024 - 09:11

Казбек Коков принял участие в заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию

Глава КБР Казбек Коков в режиме видеосвязи принял участие в заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию, которое провел Заместитель Председателя Правительства РФ Марат