Звуки строгой и нежной шикапшины

Сила музыки подчас настолько велика, что подчиняет себе всю жизнь и ведёт к прекрасному сквозь трудности. Музыкой национальной, классической, эстрадной наполнена жизнь концертмейстера симфонического оркестра Кабардино-Балкарской госфилармонии им. Б.Х. Темирканова Николая Хабаловича Халишхова, который 30 декабря отмечает свой 80-летний юбилей.
Мы живём в удивительное время, когда для развития и роста открыто множество путей и практически у каждого есть возможность ещё с детства выбрать любимое дело и совершенствоваться в нём. Больше полувека назад всё было совершенно иначе. 1953 год, разруха, послевоенное время – тяжёлое, сложное, полное труда, восстановления после страшной войны. В Нальчике открылась музыкальная школа-интернат, и двенадцатилетний Коля Халишхов пришёл в неё пешком из Чегема.
–  Инструмент я не выбирал, – вспоминает Н.Х. Халишхов. – Когда поступал в музыкальную школу, даже не представлял, как выглядит рояль. Кроме народных инструментов – домры и балалайки, которые были в клубе, не знал ничего, – вспоминает он. – Классы фортепиано и баяна были переполнены, на трубу не мог пойти из-за щербинки между передними зубами, мне оставалась только виолончель. И я не пожалел. 
Музыка всегда была рядом. Она звучала в шуме реки и журчании ручьёв, весеннем щебете птиц, песнях матери Салимы.
– Всю жизнь моя мама что-то пела, видимо, любовь к музыке передаётся от родителей. Я и сам, рыбача на реке Чегем, часто напевал военные песни, услышанные по репродуктору на улице, – делится Николай Хабалович. – К нам приезжал брат матери, который любил играть на балалайке. Мне было интересно, я тоже подбирал мелодии на этом инструменте. Внутренняя потребность в музыке жила в душе с самого начала. 
Учёба у выдающегося виолончелиста Николая Островского оставила след в душе на многие годы, а его безвременную кончину юный музыкант из Чегема перенёс тяжело. Продолжил учиться у другого преподавателя – Николая Лобача-Жученко, окончил школу, потом поступил в музыкальное училище в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Там встретил свою судьбу – пианистку Юлию, с которой рука об руку прошёл долгий и счастливый жизненный путь. Юлия после окончания учёбы год проработала аккомпаниатором в Цхинвальском государственном театре (Южная Осетия) и к моменту поступления Николая как раз вернулась в родной Орджоникидзе – там она преподавала в музучилище – общее фортепиано у струнников. Студент из Нальчика не мог не обратить внимания на хрупкую изящную блондинку. 
Окончив училище уже семейным человеком, Николай Халишхов поступил в Саратовскую консерваторию, супруга сопровождала его, разделяя каждый миг жизни и любовь к музыке. Столько раз они выступали дуэтом – сплетались чудные звуки виолончели и фортепиано, рождая незабываемые мелодии. Удивительно, что их дети не пошли по стопам родителей. Сын Николая и Юлии Даниил выбрал техническую специальность, а дочь Анна уже много лет трудится в газете «Кабардино-Балкарская правда», рассказывая читателям о событиях в культурной жизни нашей республики.
С теплом в голосе Николай Хабалович говорит о своих учениках, особенно отмечая Владислава Богачёва – дирижёра оркестра в Астрахани, заслуженного артиста РФ  и Тимура Колодяжного – лауреата нескольких международных конкурсов, виолончелиста, исполняющего самые сложные партии.
В 1980 годах в Кабардино-Балкарии вновь зазвучала во весь голос кабардинская скрипка – шикапшина. Незадолго до этого – в 1973 году несколько музыкантов из симфонического оркестра создали коллектив «Шикапшина», который возглавил Леонид Бекулов. Тогда музыканты столкнулись с проблемой: самодельные инструменты звучали слишком тихо и не подходили для игры в больших залах. И вот в середине восьмидесятых  в Нальчик из Одессы переехал скрипичный мастер Владимир Ойберман, он заинтересовался шикапшиной. Для того чтобы создать инструмент с чистым печальным звуком, мастер посетил несколько музеев, тщательно изучил старинную адыгскую скрипку. В 1988 году родился театр адыгской музыки «Бжьамий». И звонкая шикапшина в Нальчике запела в руках Николая Халишхова, а затем его учеников. Сочи, Турция, Польша, Германия, Франция – адыгские инструменты звучали далеко за пределами Кабардино-Балкарии. 
 Николаю Хабаловичу предложили вести кружок шикапшины и открыть ансамбль при заводе «Севкавэлектроприбор». Занятия с удовольствием посещали дети. Некоторые из них были настолько способными, что учитель пришёл к выводу: эти способности необходимо сохранять и развивать. Предложение создать класс игры на шикапшине поддержала директор Нальчикской детской музыкальной школы №1 Светлана Барасбиевна Поплавская. На тот момент Н. Халишхов вёл в этой школе класс виолончели. Некоторое время Николай Хабалович обучал игре на адыгской скрипке студентов Кабардино-Балкарского училища культуры и искусств, но всё же предпочёл передавать свои знания ученикам музыкальной школы, приобщать их к национальной культуре, знакомить с музыкой давних времён.
– Шикапшина была обязательным атрибутом княжеских кунацких, и в старину на ней играли князья, – рассказывает Николай Халишхов. – Был у нас замечательный исполнитель и знаток песенного фольклора Елмырза Шеожев, один из его учеников Хасан Хавпачев не только играл на шикапшине, но и создавал эти инструменты. Когда я услышал его игру впервые, почувствовал, что это что-то родное, своё.
В свои годы Николай Хабалович – действующий артист симфонического оркестра Государственной филармонии КБР, посвящающий музыке всю свою жизнь и – что удивительно! – не имеющий почётных званий. Он не расстаётся с любимыми виолончелью и шикапшиной даже в дни, когда не выступает на концертах, – играет давно привычные произведения и подбирает любимые мелодии разных времён. Нежная и одновременно строгая, благодаря человеческому неравнодушию шикапшина сохранилась и продолжает жить, звучать и напоминать о красоте национальной культуры каждому, кто слышит её пение.
Вероника ВАСИНА.

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.04.2024 - 10:01

Охота на туров

Наши горы известны во всём мире и по природным данным не уступают швейцарским курортам.

28.04.2024 - 10:01

Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

С января прошлого года основные меры социальной поддержки чернобыльцев возложены на Фонд пенсионного и социального страхования.

28.04.2024 - 10:01

«Гостеприимный Кавказ» принял участников в восьмой раз

Восьмой Российский краеведческий турнир-конференция «Гостеприимный Кавказ» с участием учащихся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования Кабардино-Балкарской Республик

28.04.2024 - 10:01

Управление должно быть непрерывным

Постановлением Конституционного суда РФ от 18 апреля 2024 г.

28.04.2024 - 09:03

Когда мечты сбываются…

Доктор биологических наук, профессор, академик Российской экологической академии, Российской академии естественных наук,  Адыгской (Черкесской) международной академии наук,  член  Европейской акаде