К особенным детям – особое отношение

Детские пальчики пробегают по сенсорному экрану и, словно музыканты, нажимающие клавиши пианино, выводят свою собственную «симфонию» из букв и чисел. Так они решают математические задачи, учатся читать и строить слова из слогов, осваивают грамматику и письмо, развивают внимание и память. Интерактивный стол за несколько месяцев стал главной «игрушкой» для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 Нальчика.
Такой замечательный подарок ребятам сделала учитель начальных классов, победитель грантового конкурса Росмолодёжи, лауреат премии «Гордость Кабардино-Балкарии 2024» в номинации «Лучший в профессии» Алёна Хадзегова. Благодаря победе на конкурсе Российского союза молодёжи её проект «Контакт», направленный на формирование коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутического спектра (РАС), смог открыть воспитанникам новые возможности. 
Родилась Алёна в селении Урожайном. После окончания школы в 2017 году поступила в Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Однако выбранная специальность – организация работы с молодёжью – напрямую не пересекалась с педагогикой. И через год Алёна решила также поступить на педагогический факультет,
специальность «Учитель начальных классов». В результате она получила диплом бакалавра по специальности «Учитель начальных классов» и окончила магистратуру по специальности «Организация работы с молодёжью». Проработав год воспитателем в детском реабилитационном центре «Радуга», в 2022 году стала учителем начальных классов в специализированной (коррекционной) школе-интернате № 1.
– Приятно наблюдать положительную динамику в области инклюзивного образования – государство в последние годы повышает внимание к этой довольно болезненной проблеме нашего времени. Раньше инклюзивное обучение детей с ОВЗ велось лишь в «домашнем» формате, ни о какой социализации речи не было. Сегодня появилась масса возможностей и форм обучения для «особенных» детей. В регионах открывают коррекционные школы и классы с квалифицированными специалистами, которые обучают детей по индивидуальным и адаптированным образовательным программам, что даёт гораздо более высокие результаты. В прошлом году Президент России выдвинул инициативу по интегрированию детей с ОВЗ и инвалидностью в обычную среду – это означает дать возможность детям с особенностями здоровья учиться вместе со сверстниками в обычных школах. Для этого необходимы специальные технические и образовательные возможности. Это и соответствующая адаптированная школьная программа, материально-техническая база, которые вкупе обеспечат эффективное исполнение президентской инициативы, – делится мнением Алёна Хадзегова.
По словам педагога, детям с особенностями развития гораздо сложнее усвоить школьные знания через стандартный формат передачи информации – записи на школьной доске или устный рассказ учителя. Для закрепления нового материала им требуется более широкий спектр визуального, тактильного и слухового воплощения. Интерактивный стол, к примеру, синтезирует все эти формы восприятия. Поэтому благодаря такому техническому решению учебная программа усваивается гораздо эффективнее.
– Проект «Контакт» заработал в ноябре, грантовые средства ушли на закупку технического оборудования и оснащение кабинета для детей с РАС. За несколько месяцев отмечается положительная динамика, это стимулирует и даёт уверенность полагать, что проект может принести пользу и другим нашим воспитанникам. В моих планах – дополнить проект программой обучения для специалистов и заявить его в грантовом конкурсе, – говорит Алёна.
Идею разработать специальную программу обучения с новыми техническими решениями Алёна внедряла с первых дней работы в коррекционной школе.
– Когда я увидела глаза детей, ощутила их тепло и солнечную энергию, я уже не могла жить как прежде. Особенные дети – удивительные, они радуются самым простым вещам. Решили пример или нашли ответ на задание, нажимая пальчиками на сенсорный экран, – и счастью нет предела. Малейшая неприятность превращает их в самых несчастных людей на земле, а маленькие успехи поднимают до небес. Они очень благодарные, и если открыли своё сердце, то сполна и бескорыстно отдают любовь и тепло, – говорит она.
Проект Алёны Хадзеговой трижды терпел «фиаско», однако в итоге получил заслуженное вознаграждение – потребовалось долго и тщательно вникать во все тонкости проектирования, ведь это необходимо её любимым ученикам.
– Ничего не даётся легко в жизни. Эти слова любила повторять моя любимая учительница в школе маленького селения Урожайное Эльвира Бузараева. Она учила нас быть самостоятельными и иметь своё мнение. Она и повлияла на мой выбор профессии, – рассказывает Алёна.
Лауреат региональной премии «Гордость Кабардино-Балкарии» скромна в оценке своих достижений. Но результатами работы по праву заслужила звание «Лучшая в профессии». Алёна озабочена настороженным отношением некоторой части общества к «особенным» детям и их родителям, которые испытывают огромное психологическое и моральное давление.
– Часто наблюдала ситуации стереотипного восприятия «особенных» детей и в большинстве случаев, такое поведение исходит от взрослых. Дети с расстройством аутического спектра внешне не отличаются от других и проявляют свою особенность обычно в коммуникации с внешним миром. например, в публичных местах они могут проявлять агрессию, кричать. Те, кто не знает об аутических расстройствах, реагируют раздражением, могут отчитать родителя за плохое воспитание. Встречаются «доброжелатели», которые снимают это на телефон и выкладывают в соцсетях. Мало кто знает, насколько тяжело приходится родителям, воспитывающим таких детей. Непонимание окружающих усложняет им жизнь. Очень важно доносить достоверную информацию об особенных детях до общества, – считает Алёна.
Сейчас она успешно реализует себя не только в профессии педагога, но и в общественной деятельности, возглавляя рабочую группу пресс-центра по образованию, науке, культуре и духовно-патриотическому воспитанию молодёжной палаты при Парламенте КБР. Алёна проводит со своей командой серию выездных встреч с педагогами и учащимися образовательных учреждений. Их цель – просветительские беседы о специфике общения и работы с детьми с ОВЗ. Встречи проводятся и с родителями особенных детей – очень важно поддерживать их, помогать решать актуальные вопросы.
– Мои дети каждое утро встречают меня тёплыми объятиями: «Алённа Романна пришла!» Это подарок, которым я очень дорожу. Когда они в конце урока правильно отвечают на вопросы, убеждаюсь, что мои усилия не прошли даром, это приносит мне удовлетворение от работы, – признаётся Алёна. – Очень важный для меня итог – видеть, как дети раскрываются, раскрепощаются, общаются друг с другом, делятся со мной своими эмоциями и впечатлениями, набираются знаний, попросту учатся жить в мире, где им приходится гораздо тяжелее, чем нам. И если мои старания смогут сделать проще жизнь хотя бы одного такого ребёнка, значит, они не напрасны.
Марианна Губашиева.
 

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.04.2024 - 12:25

Школа, воспитавшая выдающихся людей

В этом году второлескенской средней школе исполняется 100 лет.

28.04.2024 - 12:25

В рамках личного приёма

Исполняющий обязанности председателя Государственного комитета КБР по тарифам и жилищному надзору Алим Макуашев провёл личный приём граждан.

28.04.2024 - 10:01

Охота на туров

Наши горы известны во всём мире и по природным данным не уступают швейцарским курортам.

28.04.2024 - 10:01

Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

С января прошлого года основные меры социальной поддержки чернобыльцев возложены на Фонд пенсионного и социального страхования.

28.04.2024 - 10:01

«Гостеприимный Кавказ» принял участников в восьмой раз

Восьмой Российский краеведческий турнир-конференция «Гостеприимный Кавказ» с участием учащихся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования Кабардино-Балкарской Республик