Делиться опытом, навыками и знаниями

Вторая выездная окружная сессия Форума наставников-2023 – одного из ключевых мероприятий Года педагога и наставника – состоялась в Кабардино-Балкарии на площадке школы № 33 г. Нальчика.
Организатором форума выступил Государственный университет просвещения при поддержке федерального Министерства просвещения. Цель мероприятия – выявление лучших практик наставничества для дальнейшего тиражирования в наставнической деятельности в России.
Форум проводится в восьми федеральных округах. Наша республика приняла эстафету от Приволжского федерального округа.
В течение двух дней участники слёта – представители региональных органов исполнительной власти, предприятий и образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа – обсуждали актуальные вопросы наставничества, обменивались опытом. Программа форума включала пленарные заседания, круг-лые столы, секции, мастер-классы и презентации лучших региональных практик наставничества по отраслям и видам деятельности.
Работу форума предваряла пресс-конференция, во время которой министр по делам молодёжи КБР Азамат Люев, министр труда и социальной защиты республики Алим Асанов, заместитель министра просвещения и науки Кабардино-Балкарии Ачемез Мокаев, заместитель министра по делам национальностей и общественным проектам КБР Джамбулат Гергоков, заместитель министра культуры региона Рита Таова рассказали о реализации в республике программ наставничества в курируемых сферах, а руководитель базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификации Ольга Клинк – о разработке профессионального стандарта «Наставник», который станет инструментом для регулирования трудовых отношений и позволит работодателям эффективно решать широкий спектр кадровых задач.
Ключевым мероприятием первого дня стал круглый стол «Роль наставничества в обеспечении кадрового суверенитета: региональная повестка» с участием министра просвещения и науки КБР Анзора Езаова, председателя комитета Парламента республики по образованию, науке и делам молодёжи Нины Емузовой, Алима Асанова, Азамата Люева, заместителя министра образования Ставропольского края Дениса Жирнова, заместителя министра образования и науки Северной Осетии Вадима Габеева.
К собравшимся обратился министр просвещения и науки Кабардино-Балкарии Анзор Езаов, зачитавший приветственный адрес Председателя Правительства КБР Алия Мусукова. В нём отмечалось, что в текущем году уделяется особое внимание педагогической и наставнической деятельности, подчёркивается её значимость.
– Мы чествуем и благодарим каждого педагога, учителя, воспитателя, преподавателя, мастера и наставника. На современном этапе развития наставничество приобретает особое значение: это взаимодействие, которое предполагает передачу опыта, навыков и знаний через неформальное взаимообогащающее сотрудничество, основанное на доверии и партнёрстве. Выражаем благодарность Государственному университету просвещения, который взял на себя и успешно реализует такой значимый проект по объединению лучших практик наставничества, – отмечалось в обращении.
В ходе работы круглого стола участники говорили о роли наставничества в различных сферах. Обращалось внимание на то, что, внедряя систему наставничества на разных уровнях, можно решать проблемы кадрового дефицита, повышать конкурентоспособность, обеспечивать технологический суверенитет, сохранять культурную идентичность и ценности.
По словам Н. Емузовой, вопрос развития наставничества приобретает ещё более серьёзное значение в связке с проблемой кадрового дефицита. Это, заметила она, особенно актуально в условиях внешнего санкционного давления на Россию:
– Очень важные вопросы, которые нужно обсуждать в контексте названия форума, – кадровый дефицит и кадровый суверенитет: как сделать так, чтобы страна вышла из проблемного поля?
Также депутат Парламента КБР рассказала о создании нормативно-правовой базы системы наставничества.
А. Езаов, говоря о наставничестве в образовании, акцентировал внимание на том, что ещё необходимо определиться с понятием «наставник», так как каждый вкладывает в него свой смысл. Наставник может быть помощником в производственном становлении и делиться компетенциями, связанными с профессией, может передавать soft skills – так называемые «гибкие» навыки, либо быть воспитателем. Речь также зашла о роли наставничества в школе. Как отметил министр, это взаимовыгодный процесс, когда наставляемый и наставник друг друга обогащают.
– Без системы формального и неформального кураторства в школе невозможно говорить об эффективной воспитательной работе. Каким бы для нас важным ни был процесс обучения, в приоритете стоит воспитание, – констатировал Анзор Езаов.
О многоаспектности темы наставничества сказал Вадим Габеев. По его мнению, в школе в наставниках нуждаются молодые педагоги, которым необходима практическая помощь старших коллег.
Денис Жирнов заострил внимание на проблеме кадрового дефицита в сфере образования. Всё меньше молодых учителей остаются в профессии, потому что в школе сталкиваются с проблемами: сложно наладить отношения с родителями учеников, непослушными детьми, у более опытных коллег отсутствует желание помогать младшим. После двух-трёх лет работы в таких условиях начинающие педагоги уходят из школы.
– Форма наставничества «учитель – учитель» или «педагог – педагог» помогла бы сделать из молодого специалиста настоящего учителя, – заключил Д. Жирнов.
Среди участников слёта было проведено онлайн-голосование, которое показало, что существует много мнений о значении термина «наставничество», так как каждый предложил свой ответ на вопросы, что такое наставничество, кто такой наставник и какими компетенциями и качествами он должен обладать. Спикеры пришли к выводу, что государственное регулирование наставнической деятельности позволит войти в единое понятийное поле, а также ответить на запрос по созданию общих мер мотивации для наставников.
Подводя итоги разговора, модератор Ольга Клинк подчеркнула, что, несмотря на многообразие мнений экспертов, у всех практик есть общий знаменатель – отношение к наставничеству как к ценности, механизму кадрового обеспечения и социализации воспитания.
Программой второго дня работы были предусмотрены: интерактивное пленарное заседание по вопросам развития наставничества в различных областях: в образовании, в социализации и воспитании, на рабочем месте; мастер-классы на выбор «Обратная связь как эффективный инструмент наставничества», «Креативное мышление и креативные технологии в наставничестве», «Как выстроить систему мотивации и получать пользу от наставничества», «Значение личного и корпоративного бренда в работе наставника. Эффективные медиа-стратегии и инструменты», «Галерея эффективных приёмов наставничества»; работа дискуссионной площадки «Межотраслевой опыт: кейсы наставничества в работе отраслевых учреждений»; лекция «Личность наставника: какими качествами и компетенциями должен обладать наставник? Построение личной траектории развития».
Центральным мероприятием стал окружной этап всероссийского конкурса Лучшие практики наставничества-2023, результаты которого были оглашены на торжественной церемонии закрытия форума. Состоялось награждение финалистов и победителей конкурса в номинациях «Лучшая практика в сфере воспитания и социализации», «Лучшая практика в сфере образования», «Лучшая практика на рабочем месте», в числе которых и представители Кабардино-Балкарии. Финалистом в номинации «Лучшая практика на рабочем месте» стала средняя школа № 27 г. Нальчика, победителем в номинации «Лучшая практика в сфере образования» – средняя школа № 4 им. М. А. Сижажева г. Баксана.
Лучшие практики наставничества всех округов войдут во всероссийский банк «Топ-50 лучших практик наставничества». Торжественная церемония награждения победителей федерального этапа Всероссийского конкурса состоится в декабре в Москве на ВДНХ.
Следующая выездная окружная сессия Форума наставников-2023 пройдёт в г. Челябинске (Уральский федеральный округ).
Марьяна БЕЛГОРОКОВА.

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.04.2024 - 10:01

В театре надо играть душой

В центре культурного развития г.о. Нальчик, начавшего свою деятельность в мае 2023 года, на протяжении этого времени работа в кружках и секциях шла по тринадцати направлениям.

29.04.2024 - 09:03

«Освобождение Европы»

1 мая на официальном сайте Национального музея Кабардино-Балкарской Республики жителям региона представят новую цифровую выставку московского Музея Победы «Освобождение Европы».

29.04.2024 - 09:03

Как исправить опечатку в реестре недвижимости

Описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, допущенные сотрудником Росреестра при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), квалифицируются как техничес

28.04.2024 - 15:02

Новые задачи краеведческой деятельности библиотек

В ГНБ КБР им. Т. К. Мальбахова прошёл республиканский семинар «Краеведческая деятельность общедоступных библиотек Кабардино-Балкарии на современном этапе: новые задачи и новые возможности».

28.04.2024 - 09:03

В память о тех, кто не вернулся с полей сражений

«Касаясь мрамора могильных плит,/ Как шрамы, под рукой шершавы даты…/ Здесь спят в боях погибшие солдаты,/ Но наша память никогда не спит».