Культурные ценности Мусы Альмова

Старинный род Альмовых был уважаемым во все времена. Муса, о котором пойдёт речь, – правнук Батырбека Альмова, известного административного деятеля предреволюционной Кабарды.
Отец Батырбека Шолох Дагазович Альмов – уорк, корнет, затем хорунжий, участник Венгерско-Трансильванской кампании 1849 года, жил в Бабуковской станице, затем в Большой Кабарде в аулах Лафишева (ныне Псыхурей) и Кармова (ныне Каменномостское). Награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1852). Занимал должность старшины селения Лафишева. Мать Батырбека – дочь адыгского просветителя Шоры Ногмова Кульадам.
Внук Шоры Ногмова Батырбек Альмов в 1897 году стал старшиной селения Лафишево, в последующие годы занимал должности старшин селений Ашабово (Малка), Кармово (Каменномостское). Батырбек Альмов входил в различные комиссии Нальчикского округа. К 1914 году Батырбек Шолохович имел награды: серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте, золотую на Анненской ленте «За усердие».
При советской власти род Альмовых дал множество достойных механизаторов, строителей, врачей, учителей и т.д. Одним из самых больших тружеников был уроженец селения Каменномостское Али Альмов. Бригадир строительного управления №5 управления строительства и стройматериалов Кабардино-Балкарского совнархоза стал Героем Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Столь длинное вступление автор этих строк сделал для того, чтобы читателю было проще понять истоки таланта Мусы – потомка дворянского рода, в котором знали толк в оружии и лошадях. Он родился в 1968 году в селении Лесгор Зольского района. Творчеством в области декоративно-прикладного искусства занимается с 1989 года, созданием авторского холодного оружия – с 1995-го. Член Союза гильдии мастеров-оружейников России. Шесть работ Альмова были признаны оружием, имеющим культурную ценность РФ. Участник российских и международных выставок, в том числе и в Оружейной палате Москрвского Кремля. Среди наград – правительственная телеграмма от комитета Госдумы ФС РФ по безопасности, благодарственное письмо Президента КБР, Почётная грамота министра ВД по КБР и многочисленные дипломы за участие в выставках. В 2014 году удостоен двух наград Мемориального фонда Фаберже – малых знаков ордена «Франца Бирбаума» с присвоением почётного звания «Главный мастер» и ордена «Карл Фаберже – придворный ювелир» (Романовский знак).
– Я с детства увлекался рисованием и резьбой по дереву, так что поступление на художественно-оформительское отделение строительного училища было не случайным, – говорит Муса Альмов. – Начинал с изготовления ножей, потом возникла идея создания авторского оружия, которое бы сочетало характер, замысел и художественную часть. На сегодняшний день у меня более тысячи работ, двенадцати присуждено звание «Культурная ценность России». Одними из моих первых композиций стали «Арлекин» и «Хозяйка Медной горы». Благодаря первой в 2006 году я занял на очень серьёзном соревновании «Клинок» призовое место, где на моё творчество обратил внимание председатель Гильдии мастеров-оружейников России и предложил вступить в её ряды. Со второй в 2008 году занял уже первое место. Немного позже ещё одна из моих работ – «Пробуждение» – стала экспонатом на выставке в Эрмитаже, ей тоже присвоено звание «Культурная ценность России». 
К каждой новой работе я подходил с более глубоким видением сущности скрытого смысла, чтобы в любом самом микроскопическом элементе была вместе со смыслом и своя философия. Работа «Сатисфакция», представляющая собой крысу в золотом ошейнике со свисающей порванной цепью над початком кукурузы, была выставлена в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» на выставке «Ювелирное мастерство. Традиции и современность», организованной Гохраном России. Моя работа была признана лучшей и отмечена в отдельной номинации. Для понимания сложности композиции остановлюсь на початке кукурузы: из шестисот шестидесяти семи кукурузных зёрнышек, кроме одного, золотого, все выточены из отдельных кусочков янтаря. Максимально точно повторяя зерно по форме, размеру и цвету, они смонтированы так, что на первый взгляд произведение трудно отличить от натурального. Чтобы передать эту естественность, каждое зёрнышко занимало около трёх часов кропотливой работы под микроскопом – точение, огранка, шлифовка...
Следующая работа, о которой мне бы хотелось рассказать, – «Инстинкт». Композиция пред-ставляет собой табун лошадей, уходящий от стаи волков и увлекаемый вожаком к краю высокого утёса. Мне было где-то года четыре, когда я услышал эту историю, на всю жизнь запавшую мне в душу. «У нас в роду породистых лошадей всегда было в достатке, – рассказывал дедушка, усадив меня к себе на колени. – Как-то я пас один из наших табунов на отгонных высокогорных пастбищах. Когда из близлежащей чащи на лошадей напала стая волков, для меня, юного табунщика, это было полной неожиданностью. А волки, очень разумные и способные к организованным действиям, быстро и слаженно отбили часть жеребят с матками и погнали в направлении леса. И тут вдруг из головного табуна наперерез им бросился вожак и стал уводить лошадей в сторону скального утёса. Тщетны были старания волков. Вожак, прыгнув со скалы, увлёк за собой и весь табун. Конечно, погибли все». Я спросил, зачем вожак поступил так, там ведь были и маленькие лошадки. «Запомни, внучек, – ответил дед, – лучше погибнуть свободным, чем в мерзкой пасти волков. Ведь самое ценное, что есть у человека, – свобода. Порой её цена – сама жизнь». Я никогда не забывал слова деда о жизни и свободе. В воображении явственно представлялся несущийся к смертельному рубикону пропасти табун лошадей, выполненных из чёрного дерева, мечущиеся вокруг них, отливающие цветом благородного металла волки, отлитые из серебра, и белый жеребец, выточенный из бивня мамонта, застывший в своём последнем прыжке. В 2020 году в новом выставочном зале Государственного исторического музея на выставке ювелирного искусства «Рукотворная связь времён. Искусство ювелиров России», организованной Гохраном РФ, композиция «Инстинкт» была названа лучшей работой.
Очень тепло художник говорит о супруге, которой благодарен за понимание и чуткость, ежесекундную поддержку.
– Марина – моя муза, и кто знает, чем бы я занимался без неё, – говорит М. Альмов.
Сейчас он готовится к выставке-аукциону в Атланте, на которую съезжаются самые состоятельные коллекционеры мира. Заявку-приглашение ему вручили после выставки Гохрана.
– После участия в Атланте даже не знаю, куда выше стремиться, – с задорной улыбкой говорит Муса. – Я уже давно снимаю и выкладываю в интернете обучающие мастер-классы, где всегда поддерживаю с учениками и просто со зрителями обратную связь. Общение в таком формате, думаю, обоюдно выгодно, так как я обучаю и в то же время вижу настрой моих подписчиков. Мне очень важна их оценка, видение и мнение о той или иной детали в отдельности или о всей работе в целом.
– А ещё у нас очень большая коллекция комнатных цветов в квартире, – включается в разговор Марина. – Они все любимы, одинаково дороги. Каждому сорту и виду создаются благоприятные условия и соответствующий уход. У нас на один полив уходит не меньше двенадцати литров. Но, что удивительно, Муса помнит о каждом из них досконально всё, начиная от места и даты приобретения, времени года и всего остального, что с цветком связано. И, честно говоря, я ему только помогаю в цветоводстве, а властелином цветов, конечно же, является Муса.
Супруги вырастили двоих детей. Милана после окончания факультета журналистики живёт и работает в Москве, занимаясь журналистикой и издательской деятельностью. 
Беслан с детства увлечённо занимается музыкой и уже несколько лет живёт в США, выступая на различных престижных музыкальных площадках как исполнитель в стиле рэп.
Альберт АМШУКОВ

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.04.2024 - 10:01

В театре надо играть душой

В центре культурного развития г.о. Нальчик, начавшего свою деятельность в мае 2023 года, на протяжении этого времени работа в кружках и секциях шла по тринадцати направлениям.

29.04.2024 - 09:03

«Освобождение Европы»

1 мая на официальном сайте Национального музея Кабардино-Балкарской Республики жителям региона представят новую цифровую выставку московского Музея Победы «Освобождение Европы».

29.04.2024 - 09:03

Как исправить опечатку в реестре недвижимости

Описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, допущенные сотрудником Росреестра при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), квалифицируются как техничес

28.04.2024 - 15:02

Новые задачи краеведческой деятельности библиотек

В ГНБ КБР им. Т. К. Мальбахова прошёл республиканский семинар «Краеведческая деятельность общедоступных библиотек Кабардино-Балкарии на современном этапе: новые задачи и новые возможности».

28.04.2024 - 09:03

В память о тех, кто не вернулся с полей сражений

«Касаясь мрамора могильных плит,/ Как шрамы, под рукой шершавы даты…/ Здесь спят в боях погибшие солдаты,/ Но наша память никогда не спит».