В Звенигороде прошёл Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, организатором которого выступает Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Фонда Президентских грантов совместно с литературными журналами. Своими впечатлениями делится корреспондент «Кабардино-Балкарской правды», участница форума, поэтесса Марина Мазуренко.
Как начинался форум
Этот год, несмотря на все ковидные ограничения, оказался неожиданно щедр на литературные мероприятия. Форумы молодых писателей прошли сразу за 2020-й и 2021-й годы. Меня вдохновили оба. В Подмосковье мы отправились с главным редактором детского журнала «Солнышко», поэтом и прозаиком Дарьей Шомаховой, для которой это участие уже в пятом форуме. Для меня, к слову, третье. Впрочем, история наших взаимоотношений с фондом СЭИП гораздо дольше – для Дарьи с 2010 года, в моей копилке шесть совещаний и школ молодых литераторов.
В этом году около 170 прозаиков, поэтов, критиков, драматургов, переводчиков и детских авторов заранее распределили по мастер-классам «толстых» литературных журналов. Выбор был впечатляющий: «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия» и «Юность». Мы выбрали «Юность», где литературным разбором руководили Анна Ревякина и Герман Садулаев. Эти имена знакомы каждому, кто следит за современной литературой. Так, например, пронзительно-искреннюю поэму Анны Ревякиной «Шахтёрская дочь» уже называют одним из знаковых произведений военной поэзии XXI века, а сборник повестей, рассказов, исторических эссе и заметок «Готские письма» Германа Садулаева получил в этом году главную награду премии «Ясная Поляна».
Открывала форум писательница, литературный критик, историк и теоретик литературы Наталья Иванова, ведущая прозаическую часть семинара журнала «Знамя»:
– Это такая удивительная школа, которую одновременно проходят и молодые авторы, и мастера. На конкурс поступило 546 заявок из РФ, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Украины, Молдовы, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Германии, Италии и Австрии.
Творческая среда
Программа форума, помимо ежедневных литературных мастер-классов, на которых разбирали тексты участников семинара, включала лекции, творческие встречи и вечера свободного микрофона. Впрочем, находилось время обсудить с ребятами из других регионов прочитанные книги.
Деления на прозаиков и поэтов у «Юности» нет, читать и обсуждать нужно всё, что оказалось даже интереснее и в чём-то полезнее. Наверное, главное, что даёт форум, – это творческая среда, недостающая многим из нас. Работа, дом, житейские проб-
лемы отнимают время, которого почти не остаётся для творчества как такового, да и поговорить о нём зачастую не с кем. На форуме же почти неделю можно говорить исключительно о литературе с единомышленниками.
Итоги
Пять дней напряжённой работы пролетели быстро, и вот, как не без ехидства отмечают мастера, наступило подведение итогов – мероприятие, которое способно собрать всех участников без исключения. Президент Фонда СЭИП Сергей Филатов тепло поблагодарил всех сотрудников фонда и мастеров, представляющих литературные журналы.
Итоги мастер-классов объявляли сами мастера. Кто-то был серьёзен и строг, кто-то, напротив, не стеснялся шутить. Герман Садулаев, например, признался, что на разборах он смеялся больше, чем за последние несколько лет в целом – такая полная самоиронии и юмора обстановка сложилась на семинарах. Анна Ревякина отметила, что участники семинара вполне могут выступать коллективом редакторов и поблагодарила всех прозаиков и поэтов за работу на семинаре.
Мы с Дарьей получили рекомендации к публикации в сборнике «Новые писатели», – он выпускается по итогам форума. Это, конечно, приятный бонус к главному призу – уникальному опыту, который помогает развиваться.
Домой я вернулась с исчёрканными черновиками, списком авторов, которых надо срочно прочитать, и пополненным списком друзей в соцсетях. А главное – с чувством, что пишу не напрасно.