Уличная живопись - граффити - сегодня уверенно занимает отдельную нишу в современном мире изобразительного искусства. Чтобы обрести тот самый живописный вид, к которому мы привыкли сейчас, граффити понадобилось немало времени. К надписям прибавились рисунки, а по мере развития жанра - целые живописные полотна, и в какой-то момент дерзкое слово «граффити» превратилось в солидное «стрит-арт».
Что такое граффити сегодня? Для каждого стрит-автора оно имеет персональное значение. Так определяет своё профессиональное творчество главный райтер республики, официально представляющий арт-стрит направление граффити, Ренат Гурфов.
Родился он в селении Второй Лескен, вырос в Нарткале, где и проживает до настоящего времени. В ускоренной промотке 20-секундных промороликов Рената блёклые стены превращаются в произведения искусства, а на серых высотках хрущёвок отображены красивейшие пейзажи с реалистичными панорамами снежных кавказских гор и изумрудных равнин. Долгие часы орудования аэрографами преображают скучные фасады - перед нами вырастают исполины нартского эпоса, лица именитых земляков – поэтов, писателей, спортсменов. Броскими красками играют арт-инсталяции из цветов, а персонажи известных мультфильмов оживают в 3D-анимации. В числе его работ несколько десятков крупных граффити-произведений и частных арт-заказов для ресторанов, студий красоты, дошкольных учреждений и туристических объектов.
- Что лично для тебя граффити - искусство бунтарей, своеобразный арт-протест или же отдельный жанр изобразительного искусства?
- Мне ближе определение граффити, как эффектного, экспрессивного жанра уличной живописи, который преображает открытые локации – проще говоря, раскрашивает нашу жизнь, обыденность. Для меня эффект волшебства возникает в момент завершения рисунка, когда мысленно замороженный кадр «до» переходит в кардинально преображающее «после». Нередко наступают моменты творческого выгорания, и тогда я прохожусь по тем местам родного города, которые я преобразил: на душе становится светло, гордость охватывает меня и возникает уверенное ощущение, что моё творчество небесполезно.
- Ты можешь назвать себя самокритичным?
- Да. Дотошен до мелочей. Весь свой опыт я наработал на постоянном оттачивании художественного мастерства. Я самоучка. А это значит – максимальная требовательность и строгость к самому себе, иначе не добиться успеха.
- Ты не учился граффити. Значит ли это, что ты пришёл в данное направление не запланировано?
- Пришёл совершенно случайно. Друг, который не раз наблюдал мои «художества» - я с детства рисовал, и это у меня получалось довольно неплохо – попросил разрисовать стену в его доме. Согласился без раздумья. Решил изобразить орла, расправившего крылья и парящего на фоне снежных гор - как будто «заморозить» момент полёта. Использовал впервые баллончики со специальной краской. Такого арсенала инструментария в начале не было. Но результат дебюта меня порадовал. Друг же был в полном восторге. И это меня захватило. Маркетинговых ходов не было для привлечения заказов, всё решило, как у нас часто бывает, сарафанное радио. Так уличное искусство превратилось не только в серьёзное увлечение, но и средство заработка. Думаю, любимая работа должна быть востребована и приносить прибыль.
- Как ты совершенствовал своё мастерство, учился ли у кого-то, проходил ли мастер-классы, просматривал видеоуроки?
- Нет. Я абсолютный самоучка. Рисовал с малых лет. Машинки, ёлки к новому году, домики –знакомые всем со школьной скамьи темы и предметы, но у меня они получались лучше, интереснее, чем у сверстников. Уделял внимание деталям, цветам. Мои художественные задатки заметила учительница. Она же заставляла принимать участие в конкурсах рисунков, в которых я побеждал, занимал призовые места. Но я никогда не думал, что моё детское увлечение превратится в профессию. Это были нулевые годы, профессия художника не имела коммерческой востребованности, и выбирать это направление при поступлении в вуз было нерациональным решением. Это сейчас эстетическая и декоративная индустрия набрала большую популярность. Нужны дизайнеры, художники, в том числе и представители стрит-арт направлений. Такими же мотивами руководствовался, когда поступал и оканчивал вуз по специализации «Бухучёт». Однако поработать бухгалтером мне не довелось. Уехал в Москву и долгое время трудился на разных должностях, не имеющих ничего общего ни с профессией экономиста, ни с творческой деятельностью. После возвращения в республику тот памятный эпизод с просьбой друга разрисовать стену в его доме полностью перевернул мою жизнь. Тогда я и обнаружил нарастающую популярность профессиональных декораторов и дизайнеров. Мой первый граффити-рисунок произвёл эффектную реакцию, как на заказчика, так и на меня самого. Я нашёл в одном воплощение и любимого дела, и выгодной работы. Заказчики в большинстве случаев доверяют моему вкусу. В основном рисую то, что мне интересно, но при этом соблюдаю закон уместности - ведь картина должна отвечать эстетическим параметрам выбранной локации.
- Что ты больше любишь рисовать? Какие мотивы вдохновляют в творчестве?
- Нет определённых предпочтений – пишу пейзажи, флору, фауну, портреты. Наверное, главным связующим звеном всех работ является национальный мотив. Если это картины-панорамы, то в большинстве случаев они посвящены природе родного края, если животные – то импонируют образы лошадей, орлов. Очень люблю рисовать героев адыгского фольклора, а также портреты исторических личностей нашей республики, людей, прославивших родной край. Делаю стилизованные надписи, логотипы, символы, стикеры.
- Есть ли любимые работы либо те, которые запомнились больше всего?
- Как ни странно, не могу выделить ни одну работу – все мои творения так или иначе отвечают моим взыскательным требованиям. Но могу вспомнить работы, которые по своей кропотливости и трудоёмкости превзошли все остальные. Например, 15-метровое изображение на фасаде здания гостиницы в Нарткале – это был лесной зимний пейзаж. Для работы понадобилось больше 200 баллончиков с красками и две недели беспрерывного труда, а ещё подъёмный кран, чтобы охватить гигантское пространство в высоту 4- этажного здания.
- Насколько развито граффити у нас в республике? Есть ли интерес у молодёжи к этому направлению?
- Интерес есть. Но, к сожалению, нет пока площадок и школ для обучения желающих освоить стрит-арт. Часто мне пишут в директ родители, которые интересуются, не преподаю ли я уроки уличной живописи, не набираю ли учеников. Сейчас уже начал задумываться над тем, чтобы действительно передать свой опыт, знания и навыки подрастающему поколению – может быть это станет их призванием, делом жизни, может, так я принесу пользу. С недавних пор курирую стрит-направление граффити в республике, и количество таких предложений увеличилось кратно. В плане нашего стрит-сообщества – открытие школ и площадок для развития уличных направлений в спорте и культуре, в том числе представлено и граффити. Думаю, что не за горами исполнение задуманного, и у наших ребят появятся условия для приобщения к таким интересным и креативным стрит-направлениям.
Марианна Губашиева.