В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова, в структуре которого полтора десятка учебных подразделений, создан институт менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства.
Как сообщил директор института Рамазан Лигидов, подразделение, в штате которого около 40 сотрудников, сформировано из действовавшей в рамках института права, экономики и финансов кафедры менеджмента и маркетинга; а также из социально-гуманитарного института – кафедры экономики и менеджмента в туризме.
В соответствии с реализуемой Министерством науки и высшего образования РФ программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» одним из важных является проект «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма». Объединив образование, воспитание, науку и трансфер технологий, сотрудники нового подразделения продолжат взаимодействие с обществом, органами государственной власти и местного самоуправления, профильными бизнес-структурами.
Обучение на уровнях бакалавриата и магистратуры будет вестись по следующим направлениям подготовки: менеджмент; государственное и муниципальное управление; управление персоналом, туризм; гостиничное дело. Также предусмотрено
обучение в рамках подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура).В настоящее время по данным направлениям подготовки в КБГУ
обучаются более 500 человек, контингент планируется увеличить уже в ходе приёмной кампании-2023.
Говоря о точках соприкосновения менеджмента, туризма и гостеприимства, Рамазан Лигидов пояснил:
– Многие инструменты, технологии, методы, которые используются в сфере гостиничного бизнеса, индустрии туризма основаны на том же маркетинге: реклама, пиар, имидж, бренд и т. д. Этим процессом надо грамотно управлять. Основные функции менеджмента – планирование, организация, мотивация, контроль. Связующими процессами выступают: процесс принятия решений, коммуникации, маркетинг, логистика и другие. Соответственно, без инструментов менеджмента, а также экономических исследований развивать изолированно туризм и гостиничное дело невозможно.
В планах института – проведение совместно с организациями-партнёрами научных междисциплинарных исследований, конференций и круглых столов с приглашением представителей профильных министерств и ведомств, сферы бизнеса.
Поскольку вопросы повышения кадрового потенциала становятся всё более актуальными, также планируем создать центр дополнительного профессионального образования и переподготовки по профильным направлениям института. Предполагается подготовка гидов, инструкторов, а также специалистов в области профессий будущего: тайм-менеджер, бренд-менеджер пространства, архитектор территорий, разработчик турнавигаторов, режиссёр туров, SMМ-маркетолог, цифровой маркетолог, разработчик интеллектуальных туристических систем, и здесь необходимо взаимодействие со специалистами в области искусственного интеллекта.
Будем развивать научно-популярный туризм. На территории республики уже определено порядка 13 локаций, где будут проходить туры, цель которых – заинтересовать молодёжь в научной деятельности, показать большие возможности, открывающиеся перед учёными при поддержке государства.
Ирина БОГАЧЁВА