Художник, воспевавший жизнь

Живопись Зелимхана Керимовича Индрисова обладает качеством, фактически исчезнувшим с наступлением концептуального искусства. До конца жизни художник оставался приверженцем реализма, и его творчество опиралось на русское и европейское классическое искусство. 
Его живопись не нуждается в комментаторах, зритель может наслаждаться его творениями без посредников, поскольку их смысл легко понятен, а переживаемые им чувства зависят исключительно от умения сопереживать прекрасному. Зелимхан Индрисов и в советские времена был далёк от идеологического, политического мейнстрима – возможно, потому что работал в основном в области пейзажа. Позже, в перестроечные и постперестроечные годы, в отличие от части коллег не поддался влиянию новомодных направлений и течений в изобразительном искусстве, с коими легко можно было познакомиться по иллюстрированным журналам, в интернете или непосредственно на выставках современного искусства. Несмотря на вновь открывшиеся для художника возможности, он остался верен себе.
Зелимхан Индрисов родился в Нальчике в 1940 году. Желание рисовать, как и многие другие будущие художники, почувствовал в раннем детстве. Эта любовь в первую очередь проявилась в том, что он расписывал стены зданий, в основном рисуя танки, за что, разумеется, ему не раз доставалось. В годы учёбы Зелимхан особенно выделялся на уроках чистописания (сегодня такого предмета в школьных программах нет). У него был каллиграфический почерк, что и по сей день высоко ценится во всём мире, особенно в Китае, Японии, на арабском Востоке, в буддийских странах, на юго-востоке Азии. Ему посчастливилось заниматься у замечательного педагога Андрея Лукича Ткаченко, а позже он без особого труда поступил в Краснодарское художественное училище, которое успешно окончил в 1968 году. Вернувшись в Нальчик, он сразу вписался в культурный контекст Кабардино-Балкарии. Вскоре ему удалось отыскать и собственную нишу в искусстве республики. Уже в самом начале творческого пути у Индрисова сложился стабильный, легко узнаваемый творческий почерк и эстетический репертуар, которые он шлифовал на протяжении десятилетий. Богатое творческое воображение и высокий профессионализм помогли ему приобрести немало поклонников своего таланта.
Успехи в творчестве позволяли ему становиться постоянным участником многих престижных зональных, всероссийских и всесоюзных выставок Его работы демонстрировали и на зарубежных экспозициях. В Нальчике в 1995, 2011, 2016 годах прошли его персональные выставки. Ныне его работы хранятся в фондах Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко, других культурных институциях республики, а также в частных коллекциях. В советские годы с зональных и всероссийских выставок его произведения нередко закупали Министерство культуры РСФСР и Худфонд РСФСР, затем картины путешествовали по многим городам Советского Союза, знакомя их жителей с изобразительным искусством Кабардино-Балкарии.
В перестроечные годы часть российских художников увлеклась идеологией цинизма, но творческая позиция Индрисова осталась неизменной и не позволила ему присоединиться ни к одному из тогдашних модных радикальных художественных течений. В ситуации, когда практически исчезли такие понятия, как нравственные основы жизни, и часть художников стала писать с сарказмом, злобой, демонстрируя своё отвращение, ненависть ко всему, что видит, сосредоточиваясь лишь на самых мрачных, низменных сторонах жизни, Зелимхан Индрисов продолжал оставаться гуманистом, художником, воспевавшим жизнь. В его творчестве всегда главенствовали искренность, стремление к утверждению жизни, восхищение природой, и не было места нигилистическому, разрушающему началу. Он уважительно, с любовью относился ко всему, что изображал в своих картинах. 
Для абсолютного большинства художников бывшей советской империи жизнь в годы перестройки и постперестроечных десятилетий оказалась очень тяжёлой, поскольку они не смогли вписаться в новомодное явление – арт-рынок. Коммерческий успех сопутствовал лишь нескольким местным авторам, тем, кто пользовался поддержкой руководства республики, остальным же приходилось рассчитывать лишь на себя. В таких условиях им пришлось зарабатывать на жизнь не своим искусством, а другим ремеслом, отчего многие художники оказались в творческом застое. Даже в этой ситуации Индрисов не впал в депрессию, продолжал работать творчески, его искусство оставалось по-прежнему жизнерадостным, а главное, востребованным, что заставляло его активно участвовать в различных выставках.
Сложные и смутные времена не стали для него помехой в создании талантливых произведений, соответствующих высокому художественному стандарту. Работал Индрисов в разных жанрах – таких, как портрет, жанровая картина, пейзаж, анималистика, натюрморт. Зелимхан особенно дорожил работами, выполненными в технике энкаустики, восковые краски готовил сам. Несмотря на сложность и трудоёмкость их производства, занимался этой работой не ленясь, поскольку считал, что именно в этой технике (и совсем небезосновательно) способен достичь максимальной выразительности, повышенной экспрессии художественного образа. Сильное воздействие на зрителя оказывала также стилистика его работ, их внутренняя энергия.
Наиболее богат у Индрисова словарь природных мотивов, с помощью которого живописец был способен убедительно выразить своё отношение к жизни, к природе. Его видовые картины с изображением гор, пастбищ, долин, лесов, лугов значительно обогатили иконографию природных красот Кабардино-Балкарии. Характерен для него и такой творческий метод: он создавал несколько вариантов жанровых картин на одну и ту же тему, к примеру, «Кабардинская свадьба» или «Скачки». В каждом из вариантов он сосредоточивает внимание на том или другом аспекте темы, стремясь достичь поставленных целей.
Давая оценку творчеству Зелимхана Индрисова, следует отметить не только его большой талант, но и непосредственность, правдивость, цельность его мироощущения и миропонимания, которые принесли ему заслуженный успех и признание.
Жаухар Аппаева, 
искусствовед

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

02.05.2024 - 13:54

Два скитуриста оштрафованы в Приэльбрусье

В Приэльбрусье за нарушение правил пограничного режима оштрафованы скитуристы из Хабаровска и Чебоксар, сообщает пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по КБР.

02.05.2024 - 08:24

В Нальчике вышла книга «Познавательная Кабардино-Балкария»

В Нальчике вышла книга Марии и Виктора Котляровых «Познавательная Кабардино-Балкария».

01.05.2024 - 13:19

В Кабардино-Балкарии пресечен факт мошенничества

В ходе реализации оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УФСБ России по КБР во взаимодействии с ГУСБ МВД России пресечена преступная деятельность сотрудника ГУ МВД России по СКФО, причастног

01.05.2024 - 10:01

Все работы завершат этим летом

В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Майском районе ремонтируют автомобильную дорогу Майский – Заречное – Ново-Ивановское.

01.05.2024 - 09:03

Три тысячи деревьев красного дуба

Международная акция «Сад памяти» стартовала в нашей республике в пятый раз. Цель проекта – посадка в РФ свыше 27 миллионов деревьев в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.