Недопустимые условия

 С 1 сентября для организаций и индивидуальных предпринимателей значительно ужесточаются требования к оформлению договоров с потребителями и вводится комплекс запретов на действия, затрагивающие права и интересы покупателей. О вступивших в силу изменениях рассказывает старший помощник прокурора КБР по правовому обеспечению Жанна Соттаева.
Федеральный закон № 135 дополняет действующее законодательство о защите прав потребителя новым понятием «недопустимые условия договора». Статья 16 закона РФ «О защите прав потребителей» излагается в новой редакции. 
Под недопустимыми условиями договора обновлённая норма закона понимают любые ущемляющие права потребителя условия, противоречащие законодательству в области защиты прав потребителей, которые подлежат исключению из договора по первому требованию потребителя. Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение ему убытков, они подлежат возмещению продавцом в полном объёме. 
Новые требования одинаковым образом распространяются как на продавцов товаров, так и на исполнителей договоров платного оказания услуг и выполнения работ, а также на владельцев агрегаторов. 
При этом закон устанавливает лишь примерный перечень условий, являющихся недопустимыми и не подлежащих включению в договоры с потребителями. В частности, предоставление продавцу права на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства – предмета, цены, срока, иных согласованных с потребителем условий договора. Недопустимо ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров или когда для потребителя устанавливают штрафы и неустойки за отказ от исполнения договора, а также условия, обязывающие приобретение одних товаров, работ и услуг обязательной покупкой иных товаров, работ и услуг. Недопустимы условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров, работ и услуг или содержащие основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законодательством. 
Недопустимы также уменьшение размера законной неустойки; обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом. 
Несмотря на то, что сам закон вступает в силу с 1 сентября, отмечает Соттаева, его нормы, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя распространяются на отношения, возникшие по ранее заключённым договорам. Поэтому, замечает старший помощник прокурора КБР по правовому обеспечению, если уже действующий по состоянию на 1 сентября договор включает одно или несколько из перечисленных условий, потребители вправе требовать их исключения.
Для продавцов с 1 сентября будет действовать прямой запрет на совершение ряда действий, затрагивающих права и интересы потребителей. По новым правилам, говорит Соттаева, продавцы не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договоров из-за отказа потребителя представить свои персональные данные. 
Исключение составят случаи, когда обязанность предоставления таких данных прямо предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем. Если потребитель сомневается, что закон обязывает его предоставлять при заключении того или иного договора свои персональные данные, он вправе будет выставить продавцу требование обосновать причины невозможности заключения договора без предоставления персональных данных. Продавец обязан обосновать причины отказа в заключении договора в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования. 
Если требование было вынесено в устной форме, причины отказа продавец должен озвучить покупателю незамедлительно. 
В ответе продавца обязательно должны быть указаны правовые основания, определяющие невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжение договора без предоставления персональных данных. В противном случае отказ в заключении договора будет признан незаконным и продавца оштрафуют за нарушение прав потребителей. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом последнего предоставить свои персональные данные повлечёт штраф от 5 до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций; от 30 до 50 тысяч рублей - для организаций. 
При этом продавцы смогут избежать ответственности, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем (без предоставления данных исполнение договора невозможно). 
 

Ляна КЕШ

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

05.05.2024 - 10:01

С начала года на дорогах Кабардино-Балкарии зарегистрировано более 350 тысяч правонарушений

Сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по КБР проводится ежедневная работа, направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий.

05.05.2024 - 10:01

За две «красные» субботы

В середине тридцатых годов прошлого столетия Нальчик представлял собой быстро разрастающийся город.

05.05.2024 - 09:03

Самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2,2 млрд рублей

В Кабардино-Балкарской Республике общий объём закупок у самозанятых в I квартале 2024 года составил почти 1,6 млн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в восемь раз.

04.05.2024 - 12:25

Добровольцы, мобилизованные и контрактники должны иметь равные льготы

Деятельность органов государственной власти, общественных организаций по обеспечению прав и законных интересов участников СВО рассмотрена на очередном заседании совета Общественной палаты КБР.

04.05.2024 - 12:25

Уголовное дело за оправдание терроризма

В ходе оперативно-разыскных мероприятий по противодействию терроризму сотрудниками УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике пресечена преступная деятельность жителя Баксанского района.