Слёзы дракона и Фата Моргана на берегу Голубого озера

Множество потрясающих поделок из дерева, картин, шёлковых платков, кийизов, ювелирных украшений было представлено на шестом международном фестивале народных промыслов и декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев «Алтын къол», название которого переводится как «Золотые руки».
Председатель Фонда сохранения памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну» Хадис Тетуев рассказал, что фестиваль проводится в шестой раз, местом для него Голубые озёра выбраны для привлечения туристов в ущелье.
– Я сам выходец из Черекского ущелья. событийный туризм,  привлекающий гостей, обеспечит работу жителям республики, а популяризация  народных промыслов не только позволит заработать мастерам, но и поможет сохранить культуру и традиции карачаево-балкарского народа, как и других народов России. Этот проект уникален тем, что мы уже выявили десятки новых имён мастеров. «Алтын къол» – это растущий фестиваль, выявляющий новые имена. Сегодня приехали одиннадцать мастеров из Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края и Кабардино-Балкарии.
Мастер-ювелир из села Учкекен Малокарачаевского района КЧР  Мурат Салпагаров  потряс необычными работами, мимо которых  не смогла спокойно пройти ни одна гостья фестиваля: Драконы, эльфийские узоры, тёмные лебеди и причудливые бабочки, украшенные самоцветами, будили в каждой гостье драконицу, желающую заполучить эти настоящие сокровища.
Выпускник отделения ювелирного искусства Пятигорского училища дизайна создал ювелирное ателье, в котором разрабатывает целые коллекции. Часть одной – «Слёзы дракона» – он привёз на фестиваль.
– Это смесь готики с романтизмом. У меня ещё со времен обучения всегда был эпатажный дизайн, буйство красок и камней. Когда открыл своё ювелирное ателье, первая коллекция была эльфийской.  Сегодня здесь только пояс из неё. Та коллекция отличалась нежными формами и вязью в орнаменте. После эльфов родилась коллекция «Слёзы дракона», и на сегодняшний день готический стиль – моя самая любимая тема. Работаем мы и над изделиями в национальном стиле – пояса, нагрудники, но сейчас не смогли привезти их образцы, потому что они в частных руках.
Мурат не обходит вниманием и перламутр. Из тёмного гелиотиса было представлено колье в виде причудливой бабочки с тёмными перламутровыми крыльями.
Декан факультета дизайна и лингвистики Северо-кавказской государственной академии из Черкесска Лариса Атаева привезла большую коллекцию работ студентов и преподавателей. Одно из направлений – этнические мотивы в современных костюмах.
– Сегодня культивируем национальный орнамент, цветовую гамму, и наша молодёжь с огромным удовольствием носит эту одежду. То есть сохраняем традиции, но передаём в новом виде, с грамотным художественным уклоном.
Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева Казимир Эсеккуев рассказал о представленных работах, которые чётко  показывают, что в современную городскую среду можно  интегрировать  национальные мотивы не только как орнаменты на фасаде зданий, но и как часть ландшафтного дизайна.
Рустам Узденов из села Терезе Карачаево-Черкесии привёз на фестиваль комплект из седла, уздечки, нагрудника, подхвостника и ремня для всадника, который сделан из кожи комбинированного дубления. Мастер занимается сёдлами около пяти лет.
– Как-то купил заводское седло, а у меня с детства привычка дорабатывать покупные вещи, – пояснил он. – Доработал это седло и выложил в интернет, чтобы посмотреть, как оценят. Оценили практически сразу и купили за приличную цену. Я решил попробовать сделать седло от начала до конца, и у меня получилось. С тех пор я делаю ручные коллекционные сёдла, и на одно уходит около полугода, прилагаю усилия, чтобы каждое было уникальным.
Директор народного центра народных ремёсел Эльбрусского района Езетхан Джаппуева привезла на фестиваль кийизы, сделанные как в традиционной манере, так и с учётом современных реалий. Она убеждена, что шерстью можно рисовать, как красками. Один из экспонатов – платье из войлока.
– Я решила поэкспериментировать с войлоком, орнаментом и цветом, пришла идея платья. Основная работа нашего народа издревле связана с шерстью: мужчины в горах пасли овец, женщины обрабатывали шерсть дома, валяли кийизы, вязали.
К кузнецу-оружейнику Хамзату Бачиеву была очередь из поклонников, знакомых, друзей, соседей, которые старались выказать ему своё уважение.  Хамзат с восторгом отозвался о фестивале:
– Это бесподобное мероприятие, которое объединяет всех мастеров. Чем чаще будут проводится такие фестивали, тем больше будет у людей причин любить и уважать друг друга, – убеждён мастер. – Сегодня я представил карачаево-балкарское оружие, начиная от скифской эпохи – боевые топоры, бердыши, боевые сабли, ножи и кинжал.  Ножи – традиционной карачаево-балкарской формы бичак, которая сохранилась со времён железного века. Он практичен и удобен. Многие охотники предпочитают его за функциональность, заказы приходят из всех уголков России.
Асият Бачиева помогала отцу – знаменитому кузнецу – у витрины с оружием, но и сама как дизайнер представляла комплект национальной одежды, которую сшила под нагрудник, выкованный отцом. Костюм необычный, потому что вместо вышивки Асият использовала для национальных узоров бисер, по форме напоминающий и повторяющий элементы нагрудника.
– Это была первая ювелирная работа папы 1985–1990 годов – нагрудники, пояс, и под них я создала платье. Что касается черкески, то она тоже сшита в комплект к поясу и кинжалу, которые принадлежали дедушке, – рассказала девушка.
Невесомые, нежные, воздушные аксайские платки привезли умелицы из Дагестана. Бурлият Ибрагимова рассказала, что через старый Аксай проходил Великий шёлковый путь.
– Однажды аксайская княжна поручила своей служанке придумать то, чего нет ни у кого.  Служанка из шёлковых нитей, используя филейное плетение, связала необычный платок, который стал визитной карточкой Аксая. У каждой мастерицы есть свои секреты, которые передаются от бабушки к внучке. у каждой кумычки есть такие платки. И хотя их сложно носить каждый день, но как праздничный наряд они остаются актуальными и востребованными.
Резчик по дереву Исмаил Ольмезов раньше занимался фотографией, со временем его увлекло дерево. На стенде представлены резные вазы под фрукты, свадебные чаши и кухонная утварь. Но самой яркой и даже вызывающей была композиция, не имеющая какого-то утилитарного применения – корабль, который он сам назвал «Фата-Моргана». На работу ушло три года, и её вдохновителями стали саги о викингах.
Фестиваль получился очень разноплановым  и интересным. Его украсили мастера искусств зажигательным концертом. Он привлёк не только жителей республики, но и гостей из других регионов.
Ольга КЕРТИЕВА.
 

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

03.05.2024 - 12:52

Казбек Коков поздравил Главу и жителей Карачаево-Черкесии

Глава КБР Казбек Коков поздравил Главу Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова и жителей братской республики с Днем возрождения карачаевского народа.

03.05.2024 - 12:52

В Исламее улучшили подачу воды для жителей пяти улиц

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей с.

03.05.2024 - 12:51

ЦУР КБР представил рейтинг органов власти по работе в соцсетях в апреле

Центр управления регионом Кабардино-Балкарской Республики подготовил рейтинг муниципальных образований и региональных ведомств на основе их работы в социальных сетях в апреле.

03.05.2024 - 09:34

Сезон-2024: ярче, громче, зрелищнее!

Главным событием нынешнего Первомая в Нальчике стало открытие скакового сезона на республиканском ипподроме.

03.05.2024 - 09:25

Казбек Коков поручил поднять зарплаты бюджетникам

Глава КБР Казбек Коков провел рабочее совещание по вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы с участием Председателя Правительства КБР Алия Мусукова и профильных министров.