Анзор Езаов: Нововведения надо встраивать, не ломая систему образования

Сильные стороны и проблемы системы образования всегда были предметом дискуссий. За последние десятилетия она претерпела серьёзные преобразования, но сохраняет традиции признанной лучшей в мире советской школы. Об итогах учебного года, достижении целей, поставленных перед системой образования, о проблемах и поиске их решения рассказывает читателям «Кабардино-Балкарской правды» министр просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Анзор Клишбиевич Езаов.
Цифры и факты
– С какими итогами завершился учебный год? Сколько бюджетных мест готова предложить выпускникам система профессионального образования республики?
– В 2020/2021 учебном году выпуск девятых классов составил 8 061 и выпуск 11-х классов –4 304. Выпускникам 9-х классов выдано 800 аттестатов с отличием, получили медаль «За особые успехи в учении» 744 выпускника 11-х классов.
Выпуск в профессиональных образовательных организациях превысил 3300 человек. При этом 373 студента прошли итоговую и промежуточную аттестацию с использованием демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия», а 116 получили «отлично» и признаны соответствующими мировым стандартам.
Также планируется на 2021/22 учебный год выделить 3628 бюджетных мест. Предусмотрено 65 мест для приёма на программы профессионального обучения инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.
В том числе федеральных государственных образовательных организациях высшего образования республики выделено 628 бюджетных мест по программам среднего профессионального образования.
– На дополнительное образование каждого ребёнка выделены серьёзные бюджетные средства, их получают выбранные учениками школы искусств, спортивные, музыкальные, художественные, научно-технические кружки и т.д. Усилена работа с математически одарёнными детьми – в «Точках роста», «Кванториуме». Как эта система контролируется? ведь речь идёт об огромных ассигнованиях.
– В 2019 году, когда начались серьёзные преобразования системы дополнительного образования, Минпросом КБР в рамках проектной деятельности создано 30 676 новых мест в 103 учреждениях республики, 60 из них расположены в сельской местности, 22 – в малых городах. В муниципальных образованиях открыты лаборатории робототехники, программирования и 3D-моделирования для изучения языков программирования, микроэлектроники и схемотехники, астрономии, конвергентная естественно-научная лаборатория. Дети имеют возможность заниматься в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования бесплатно.
Для освоения юными жителями сельской местности актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций технической и естественнонаучной направленности в 2020 году создан мобильный технопарк «Кванториум». В нём в семи районах прошёл обучение 1091 школьник. В региональном центре для одарённых детей «Антарес» с января более четырёх тысяч школьников прошли онлайн-курсы и прослушали онлайн-лекции.
С 1 января учёт детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, осуществляется через региональную платформу «Навигатор дополнительного образования», а автоматизированный учёт исключает задвоение при подсчёте учеников. Система персонификации, о которой вы говорите, направлена на то, чтобы сохранить педагогов и привлечь новых. Ведь «Точки роста» формируются там, где есть сильные преподаватели. Это показатель важный: и в президентском послании, и в национальных целях указано, что допобразование является важнейшей составляющей. В городах созданы условия, однако проблемы были в малых городах и сёлах, где дети не имели возможности в шаговой доступности развивать свои творческие способности. Две трети мест созданы в дополнительных образовательных организациях (с усовершенствованием их материальной базы), расположенных в малых городах и сёлах.  «Точки роста» дают детям возможность заниматься развитием способностей в своих школах. Президентом поставлена задача перевести школы в односменный режим как раз для освобождения послеобеденного времени на дополнительное образование детей.
– К 2021 году в рамках госпрограммы «Развитие образования в КБР» планировалось обеспечить достижение и дальнейшее сохранение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Насколько удалось реализовать планы?
– Стопроцентная доступность дошкольного образования для 3-7-летних детей достигнута в республике к 2016 году. В настоящее время работаем над таким показателем для малышей до 3 лет. Мероприятия включены в госпрограмму «Развитие образования в КБР». Их реализация позволила довести до 99% доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до трёх лет. Среднее время ожидания места для малыша в ясельной группе – около трёх месяцев. В 2019 году создано 940 мест для таких малышей в 21 дошкольной организации. В настоящее время продолжается работа по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. До 31 декабря планируется создать 2085 мест в 31 образовательной организации.
– Второй год обнародуется рейтинг самых востребованных работодателями специальностей на рынке труда. Сколько профессий из этого списка можно получить в вузах, колледжах и профессиональных училищах республики? Каков  реальный процент трудоустройства их выпускников?
– Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утверждён список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. На рынке труда республики востребованы из этого перечня 26 профессий и специальностей. По 21 профессии и специальности осуществляется приём в организации профессионального образования КБР на 2021/22 учебный год.
В колледжах созданы центры содействия трудоустройству выпускников, которые работают с предприятиями для поиска форм взаимовыгодного сотрудничества с заключением соглашений и договоров, организуют экскурсии на предприятия, связывают выпускников колледжей с потенциальными работодателями, представляют их на ярмарках вакансий центра занятости населения.
Среди выпускников 2021 года наибольший процент трудоустроенных предполагается по таким специальностям и профессиям среднего образования, как строительство и эксплуатация зданий и сооружений; мастер по обработке цифровой информации; электрические станции, сети и системы; портной; сети связи и системы коммутации; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; повар; кондитер; гостиничное дело; технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; токарь на станках с числовым программным управлением; товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; банковское дело; социальная работа; право и организация социального обеспечения; преподавание в начальных классах; экономика и бухгалтерский учёт; сварщик; конструирование, моделирование и технология швейных изделий; лечебное дело; акушерское дело; лабораторная диагностика; стоматология ортопедическая; фармация; сестринское дело; механизация сельского хозяйства; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; хоровое дирижирование и дизайн.
В вузах также серьёзное внимание уделяется временной занятости студентов, позволяющей уже в процессе обучения приобрести необходимые навыки и умения.
– После успешного выступления на молодёжных грантовых конкурсах и реализации своих проектов  как дальше строится работа с молодыми людьми, способными генерировать идеи и добиваться их реализации?
– Работа начинается задолго до того, как ребята становятся грантополучателями. Начальным этапом поддержки социально активной молодёжи является проведение образовательно-просветительских мероприятий по основам социального проектирования, ораторскому мастерству, формированию сметы проекта и повышению уровня проектной активности и развитию навыков написания заявок на очные и заочные грантовые конкурсы. Один из успешных опытов – реализация образовательной программы по формированию проектного мышления у молодёжи КБР «Уровень 2.0».
Что касается непосредственно работы с грантополучателями, совсем недавно я встречался с победителями конкурса молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа, который прошёл в нашей республике. Мы обозначили позицию министерства: готовность оказывать содействие в реализации проектов победителей, в том числе подключать наших коллег из других органов власти, а также подведомственных Минпросвещения КБР организаций. Кроме этого, специалисты Минпросвещения КБР, курирующие это направление, занимаются мониторингом реализации всех проектов победителей и при необходимости подключаются к решению возникающих проблем. В составлении итоговой отчётности по расходованиею грантов оказываем консультационную помощь в рамках созданного на базе Многофункционального молодёжного центра республиканского проектного офиса, в состав которого входят эксперты в сфере социального проектирования, в том числе члены экспертного совета Всероссийского конкурса молодёжных проектов от КБР.
Отмечу, что мы взаимодействуем также и с ребятами, которые участвовали в грантовых конкурсах, но не стали победителями. Стараемся поддержать их инициативы за счёт средств Минпросвещения КБР. К примеру, в прошлом году мы взяли на себя обязательства по оплате необходимых расходов по трём таким проектам.
Научиться учиться и другие маркеры качества образования
– Если говорить о современном качестве образования, можно ли сравнить уровень подготовки медалиста советской школы и сегодняшнего стобалльника?
– Любой вопрос иногда важнее, чем ответ. Здесь та же ситуация. Сравнивать надо в контексте задач, которые ставились перед системой образования, на что ориентировали выпускников. Сегодня перед выпускниками время ставит другие приоритеты – способность к обучению, умение адаптироваться к меняющимся условиям во взрослой жизни. Мы видим, что за пять лет изменений происходит больше, чем раньше за десятилетия.  И задачи перед системой образования стоят другие, как и запросы от детей, родителей, общества, работодателей. Система должна меняться, но всё полезное должно быть взято и в сегодняшний день, и в завтрашний. Поэтому система образования должна быть немножко консервативной, а нововведения должны обязательно проходить апробацию. Их надо встраивать аккуратно, не ломая существующую систему. Конечно, как представитель своего поколения считаю, что раньше медалисты были сильнее. Но нельзя сказать, что нынешнее поколение хуже. Нет, оно другое. Если 20-30 лет назад перед выпускником стояла задача накопить багаж знаний, то сегодняшний 
объём информации зачастую невозможно освоить. Выпускник должен уметь ориентироваться в нём, находить и адаптировать знания. Мы должны понимать, что узкие профильные специалисты, знающие глубоко только одно направление, – это среднее звено. Если мы говорим о высшей квалификации, то здесь другой посыл: человек должен иметь широкий кругозор, уметь оперировать большим объёмом информации.
– Учителя должны соответствовать таким задачам. Педагоги советской формации – уже пенсионного возраста. приходят ли им на смену достаточно подготовленные учителя?
– Сила любой образовательной системы – это её педагоги, уровень их квалификации. Республиканская система образования всегда славилась традициями и специалистами. Учителя работали дополнительно, подтягивая отстающих, готовя лучших к предметным олимпиадам. Это есть и, думаю, это будет. Вместе с тем нельзя не отметить нашу обеспокоенность, что средний учительский возраст довольно высок, а кризисное время пандемии показывает, что мы должны бережно относиться к учителям. И в профессию должны приходить лучшие выпускники. То есть возникает замкнутый круг: чтобы получить сильных учителей, сильные выпускники должны поступать в вузы на педагогические специальности и идти в школы.  Для решения проблемы нужна ежедневная кропотливая работа, которая велась всегда. Сейчас на пять-десять лет мы должны выстраивать программу замещения – как влить в систему новых педагогов. Для этого выпускники вузов должны стать не только специалистами в теории, но и получить практический опыт самостоятельной работы. В каждой образовательной организации есть система наставничества, и наша задача – не допустить прерывания такой преемственности. А для этого надо понимать, кто через пять лет придёт в школу. Мы готовим большую программу по целевой подготовке педагогов с Кабардино-Балкарским госуниверситетом, который откликается на наш запрос, понимая важность задачи. Образовательный план, особенно для таких направлений, как математика, физика, химия, должен быть ориентирован на подготовку учителей. Набор планируем делать целевой, чтобы ребята после выпуска могли влиться в систему образования в родных сёлах, районах. Этим выпускникам будет легче пройти профессиональную адаптацию в родной школе.
– Программа «земский учитель» тоже решает проблему дефицита специалистов в отдалённых сёлах
– Эта программа ориентирована прежде всего на те муниципалитеты, где длительное время существует устойчивый дефицит специалистов по причине удалённости населённого пункта или малокомплектности школы. В отличие от стратегической программы планомерной подготовки педагогических кадров это программа решает точечно проблему сегодня. В прошлом году была возможность помочь восьми школам селений Благовещенка, Заречное, Янтарное, Октябрьское, Псынадаха, Безенги, Терскол и Верхний Баксан. В этом году (программа работает второй год) квота на семь учителей – 2 вакансии учителя математики, 3 –английского языка, 1 – русского языка и литературы, 1 – физики в школах в Зольском, Прохладненском, Чегемском и Черекском районах. Конкурс проводился среди семнадцати претендентов. Сейчас победители знакомятся со школами, решают бытовые вопросы. До конца лета мы должны заключить соглашения, и с 1 сентября они восполнят дефицитные для населённых пунктов педагогические направления.
– Сегодня в большинстве национальных регионов высокий уровень владения русским литературным языком. А что происходит с обучением родным языкам? Родители учеников осознают необходимость их серьёзного изучения?
– В республике серьёзная филологическая база, высокий педагогический потенциал в этом направлении. Не случайно в этом году из 52 стобалльников 34 – по русскому языку. И по литературе прорыв – на десять баллов в среднем повысились результаты ЕГЭ. Это не случайность, а хорошие филологические традиции. Что касается изучения родных языков – это вопрос не столько педагогический, сколько государственный. Вопрос сохранения языков – вопрос формирования поликультурного общества, а их развитие – проблема создания методической базы, качественной подготовки педагогов, престижа профессии.
Необходимо обеспечить качественное методическое сопровождение учебного процесса. Эта работа начала выстраиваться не сегодня. Есть успешные результаты. В рамках госпрограммы коллективами авторов, и я хочу выразить им благодарность за большой труд, разработаны обновлённые учебно-методические материалы для начальной школы. Они прошли апробацию и направлены на федеральную экспертизу. Надеюсь, к следующему году мы получим учебники для 1-4 классов. Работа продолжается над материалами для 5-9 классов и начинается для 10-11-х. То есть в течение трех лет мы должны получить всю линейку учебников по национальным языкам и литературе. Кроме того, необходимо организовать внедрение этих материалов в учебный процесс, осуществить переподготовку учителей. То есть для системы образования вопрос сохранения национальных языков – это правильная качественная системная организация учебного процесса. Кампанейщина в этом вопросе неуместна.
– В ежегодном послании глава государства возложил на школу также воспитательную работу. Это возврат к советской школе?
– Она велась всегда – и раньше, и сегодня. Другое дело, что сейчас создаются механизмы, которые с одной стороны формализируют, с другой – направляют и определяют рамки воспитательной работы. Нам дан сигнал, что это одна из важных составляющих учебного процесса, что воспитание – функция не только семьи, но и педагогического сообщества. Семью, семейные ценности ничто не может заменить, как неоднократно подчёркивал Президент РФ. Другое дело, что школа не может устраняться.  В ряде школ уже идёт апробация методик воспитательной работы. Это один из важных элементов работы: как бы выпускник ни был подготовлен, но если у него отсутствует воспитательная компонента, результат нельзя считать в полной мере достигнутым.
– С введением ЕГЭ первокурсникам в первые месяцы учёбы в вузах дают тест в форме госэкзамена, чтобы посмотреть, насколько набранные баллы соответствуют уровню их подготовки. Есть ли у вас информация насколько оправдывают наши студенты свои итоговые оценки?
– Уровень образования – это не только число стобалльников и победителей предметных олимпиад. Это и сколько двоек не получили выпускники, и средний уровень оценок. Вот что важно.  Я уверен, что большинство наших выпускников, которые обучаются или закончили учёбу в вузах, в том числе крупных федеральных, подтверждают высокий уровень образовательной системы республики. Каждый из них – это наш знак качества.  Другое дело, что уровень подготовки определяется не только баллами ЕГЭ. Мы должны готовить детей не только по предметам, которые необходимы им для поступления. Мы должны давать хорошую гуманитарную подготовку, даже если ребёнок выбрал естественнонаучную направленность будущей профессии. Мы должны стремиться выпускать школьников с широким кругозором. Ведь если человек поступает в вуз – он потенциальный управленец, а у руководителя должен быть широкий кругозор, обширный багаж знаний и умение в нём ориентироваться. И это даже важнее, чем сам объём знаний. Мы должны способствовать всестороннему развитию детей.
Повышение статуса педагога начинается с самоуважения
– Лучшие выбирают престижные профессии, поэтому статус педагога необходимо повышать.
– Сейчас педагоги востребованы, но в 90-е годы эту специальность абитуриенты выбирали, к сожалению, по остаточному принципу. Если мы хотим, чтобы в школу приходили лучшие выпускники, должны быть созданы условия, в том числе оплата труда.  Но чтобы поднять престиж профессии, учитель должен начинать с себя. Он сам должен уважать свою профессию, быть образцом для подражания. Это первое. Второе – государство, конечно, должно создавать информационное поле, рассказывать о лучших педагогах, пестовать учителя. Работа с родителями тоже важна.
– Какой подарок к новому учебному году юным жителям республики сделают органы власти? Сегодня в республике строится очень много объектов, и образовательные в их числе.
– Мы надеемся, что в этом плане лучшие годы ещё впереди, но и в этом планируем открытие трёх школ и, что важно, не в столице республики. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» школа на 500 мест построена в городе Чегеме, в селе Ново-Ивановском – на 440 мест и в станице Солдатской – на 250 мест. Три новых красивых современных здания, дети начнут учебный год в комфортных условиях. И педагогический состав там хороший.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2021-2022 годах предусмотрено строительство школы на 500 мест в с. Куба, школы на 785 мест в г. Прохладном и школы на 500 мест в Нарткале. Всего в 2021-2022 годах будут построены и введены в эксплуатацию шесть школ общей мощностью 2 975 мест.
Напомню, что за три года создано более трёх тысяч мест в ясельных группах детских садов – в новых или вводимых в эксплуатацию в текущем году. Красивые корпуса детсадов с соответствующей инфраструктурой появляются по всей республике. Думаю, это не может не радовать. Для нас это важнейший показатель – насколько жители Кабардино-Балкарии довольны организацией образовательного процесса. А новые школы и садики, стратегии и методики – это инструменты для достижения такой оценки.

Наталия КОНАРЕВА.

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.03.2024 - 12:25

Открытость и готовность к сотрудничеству

На состоявшемся в МВД по КБР заседании подведены итоги работы общественного совета ведомства.

28.03.2024 - 09:03

Модернизация – капремонт и современное оснащение школ

Проведение капитального ремонта в школах республики и оснащение их современными средствами обучения в рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьной системы образования» обсудили на

28.03.2024 - 09:03

Исправление реестровых ошибок

В минувшем году Управлением Росреестра по КБР совместно с региональным филиалом ППК «Роскадастр» выявлено и исправлено более 1200 реестровых ошибок в государственном реестре недвижимости.

28.03.2024 - 09:03

Новые технологии в работе Росреестра

О том, как цифровые технологии используются в работе Росреестра и почему удобнее подавать документы в электронном виде, как сегодня упрощены процедуры кадастрового учёта и государственной регистрац

27.03.2024 - 16:34

В Нальчике улучшили подачу воды по ул. Пятигорская

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей городского округа Нальчик о перебоях в водоснабжении по улице Пятигорская.