Труд не для случайных людей

Остаться в одиночестве и без помощи – один из самых сильных страхов человека. Если кто-то попал в беду, заболел или стал немощным, а близких рядом нет, на помощь приходят социальные службы. 
Об их труде говорят гораздо меньше, чем они того заслуживают. День за днём социальные работники навещают пожилых людей и инвалидов, помогают им управиться с бытом, приобрести продукты, привести себя в порядок и приготовить еду. Что для здоровых и полных сил людей кажется повседневной мелочью, для человека болеющего или пожилого может стать барьером, который сложно преодолеть.
Центр социального обслуживания населения в г.о. Нальчик распахнул двери для горожан в марте 2008 года. Что люди не могут сделать сами, сделают за них социальные работники. Сейчас центр – это несколько подразделений, чья работа направлена на поддержку пожилых, инвалидов и тех, кто оказался в критической ситуации. 
Всё начинается со звонка в центр, после чего на место выезжает бригада, которая обследует и в дальнейшем описывает обстановку, составляет акт индивидуальной потребности в социальном обслуживании. 
– Что-то человек может делать самостоятельно, что-то с трудом, а что-то только с посторонней помощью. Есть определённая шкала, и в зависимости от баллов решается, кто и с какой периодичностью будет предоставлять ему услуги, – говорит заведующая отделением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Залина Хачетлова. –  Например, бабушка, которая в целом самостоятельна, но не может выйти в магазин или оплатить коммунальные услуги, не нуждается в еженедельном посещении. Другой случай – человеку нужна помощь дома, и его будет посещать социальный работник два или три раза в неделю в зависимости от его 
потребностей. При самых высоких баллах мы содействуем в устройстве в стационарное учреждение, где обеспечат круглосуточный уход, готовим необходимые документы.

Забота о «свекровях»
После того, как комиссия выносит решение, что человек нуждается в надомном обслуживании, с ним составляют договор на предоставление социальных и дополнительных услуг, а также индивидуальную программу соцуслуг. Договор заключают на три года и по мере необходимости продлевают. После подписания за жителем Нальчика закрепляется социальный работник, составляется график, происходит знакомство. Время, которое он уделяет подопечному, зависит от потребностей нуждающегося в поддержке человека, в среднем это два часа в день. За соцработником закреплены, как правило, десять подопечных, в день он навещает четверых-пятерых. Социальные работники обязательно ведут дневник – вносят все покупки, их цену, социальные услуги. Раз в неделю на производственном совещании обсуждаются рабочие моменты. Для работников проводят психологические тренинги, чтобы отвлекать от сложных рабочих моментов. Болезнь и старость часто накладывают отпечаток на характер, кто-то становится в разы обидчивее, кто-то придирчивее, кто-то просто выплёскивает накопившиеся из-за плохого самочувствия эмоции на того, кто рядом, – терпеливого социального работника. А тот, понимая состояние подопечного, старается сгладить острые углы.
– Работаю здесь четвёртый год. Когда приходишь, не представляешь, насколько этот труд нелёгок, многого не знаешь, а потом уже не можешь оставить подопечных, – делится социальный работник Марина Кужонова. –  Случайные люди здесь не остаются. Да, эмоционально тяжело, сложно преодолеть психологический барьер, а так – работа как работа. Прикипаешь к людям, сопереживаешь их бедам. Нам тяжело, когда им тяжело. Им легко – и нам легко. Не сопереживать невозможно, испытываешь постоянное эмоциональное напряжение, и это нормально. Бывает, переживаешь, думаешь, что не выдержишь. Но со временем выстраиваешь границы. Первый год показательный, а когда он проходит, видишь грань, где нужно остановиться. Чувствуешь, что это твоё. Какими ни были наши подопечные, все со своим характером, они скучают по нам, а мы после выходных возвращаемся к ним с новыми силами. Они нам, как родственники – как свекрови.
– Всегда ставлю себя на место подопечного, помню, что это больной человек, и обижаться уже невозможно, – добавляет Марина Бетуганова. –  Есть сложные люди, но мы тоже не идеальны и не знаем, какими будем в старости, поэтому не хочется, чтобы к тебе пришёл соцработник и грубил. Входим в их положение, понимаем, что к нам обращаются не от хорошей жизни.
Есть категории людей, брать которых на обслуживание центр не имеет права – с психическими, инфекционными заболеваниями, хроническим алкоголизмом.
Ситуации бывают крайне сложными: часто работников социальных служб обвиняют в бездействии, когда, например, человек не следит за собственной гигиеной и порядком в квартире, и хаос разрастается до такой степени, что начинает досаждать соседям и делает их жизнь невыносимой. Важно понимать, что, если человек не признан недееспособным, проблема находится вне компетенции социальных служб, обращаться следует к участковому полицейскому. 
Социальные услуги центра бесплатны для участников Великой Отечественной войны и ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, детей-инвалидов и тех, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в КБР за последний и предыдущий квартал. А дополнительные услуги (поддержание чистоты дома, сопровождение в медучреждения, услуги сантехника и прачечной) уже платные, но тарифы очень низкие. Они предоставляются тем, кто уже является подопечными центра. Отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов организует и культурно-массовые мероприятия – благотворительные обеды, концерты, выезды на рыбалку и прогулки на природе.
Одинокий пожилой человек сломал ногу и не может выйти из квартиры, чтобы купить продукты; мама с детьми-инвалидами нуждается в еде; сгорел дом, и семью нужно куда-то определить, подобрать одежду – в этих случаях на помощь приходят работники отделения срочного социального обслуживания. К слову, при центре есть вещевой фонд, проходили вещевые ярмарки, к участию в которых привлекали магазины одежды и обуви. Обращения с просьбой оказать материальную помощь попадают в центр, специалисты отделения срочного соцобслуживания выезжают к заявителям и составляют акт обследования материально-бытового положения и другие документы, а решение об оказании помощи принимают Минтруд и мэрия Нальчика.

Знать о своих правах
Жить в обществе, когда ты отличаешься от большинства людей, непросто. Физические возможности человека не безграничны, но бывает болезнь ещё более ограничивает их, что в некоторых случаях приводит даже к изоляции. Чтобы помогать людям с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя в городе комфортно, трудятся специалисты социально-реабилитационного отделения, открытого относительно недавно – в 2016 году. Одна из его задач – содействовать в реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации (формирование необходимых бытовых и социальных навыков) взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Очень многие взрослые не знают о своих правах. Например, человек – лежачий больной, ему по индивидуальной программе реабилитации полагаются подгузники, но он покупает их за свой счёт, потому что у него нет этой индивидуальной программы, – говорит заведующая социально-реабилитационным отделением и и.о. заведующей организационно-методическим отделением Фатимат Аброкова. – Мы помогаем в её оформлении. Человек должен обратиться к терапевту, а тот – направить заявку на медико-социальную экспертизу, чтобы провести комиссию. Инвалидные коляски, слуховые аппараты можно получить бесплатно, если комиссия решит, что человек нуждается в этом. Люди жалуются, что им не дают путёвки, но не знают, что нужно подать заявку и становиться в очередь.
Кроме того, на базе центра работает республиканский диспетчерский центр для повышения уровня доступности со-циальных услуг для инвалидов по слуху, им оказывают справочно-информационную и консультационную поддержку. 

Пандемия – это миллион звонков
Во время ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, в центр поступало множество звонков и просьб о помощи. Можно сказать, телефон не замолкал ни на минуту. Сотрудники с вниманием отнеслись к каждому. Организации общественного питания и некоторые магазины закрылись, кто-то потерял бизнес и, следовательно, был вынужден рассчитать работников. Сотрудники центра рисковали, посещая горожан и привозя им продукты. Более двух тысяч продуктовых наборов получили нальчане во время ограничений из-за пандемии. Министерство труда и социальной защиты населения КБР и центр соцобслуживания населения в г.о. Нальчик привлекали благотворителей, чтобы помочь тем, кто оказался в тяжёлой ситуации.
– Основной состав работников центра – женщины. Есть и пожилые, и мамы с детьми, но они не боялись пандемии: ходили в магазины, решали проблемы подопечных в поликлиниках. Риск заражения был велик, – отмечает директор центра социального обслуживания Заур Бетуганов. – Мы прошли настоящую проверку: ни один сотрудник не ушёл в отпуск раньше времени или без содержания, доказав тем самым, что каждый из них социальный работник с большой буквы. Ни один человек у нас не заболел.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, праздник Великой Победы состоялся для тех, кто его чтит. Во дворах шести ветеранов Великой 
Отечественной войны и одной узницы фашистского концлагеря работники центра, сотрудники Следственного комитета РФ по КБР и студенты Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа организовали торжество к Дню Победы с парадом и песнями.

В будущее
Программа «Базовая компьютерная подготовка», программа по работе с инвалидами с шефством над республиканским культурно-спортивным клубом инвалидов-колясочников «Импульс», социальное такси – это разработки центра социального обслуживания населения г.о. Нальчик. Но на этом специалисты не останавливаются: идёт работа над созданием службы сиделок для ухода за тяжелобольными, службы гигиено-бытовых услуг, а в 2022 году планируется открыть кабинеты релаксации и кабинет по предоставлению психологических услуг для детей-инвалидов. Как рассказала Фатимат Аброкова, кабинеты – воплощение проекта Жанны Шипшевой, выполненного по мировым стандартам и поддержанного на республиканском уровне. Получить услуги здесь смогут и дети, и взрослые.

Вероника ВАСИНА

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

19.04.2024 - 17:35

В Кабардино-Балкарии реализуется программа долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами

ЦУР КБР провел прямой эфир с министром труда и социальной защиты республики Алимом Асановым. Он ответил на вопросы, которые волнуют граждан.

19.04.2024 - 14:48

В КБР отметили День образования юридической службы

В МВД по Кабардино-Балкарской Республике состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню образования юридической службы.

19.04.2024 - 11:59

В КБР объявлено штормовое предупреждение

МЧС по КБР сообщает, что в период с 11 до 13 часов и до конца суток 19 апреля и далее в течение суток 20, 21 ночью и утром 22 апреля местами на территории КБР ожидаются сильные дожди, ливни в сочет

19.04.2024 - 11:58

В Жемтале восстановили бесперебойную подачу воды

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей с. Жемтала о перебоях в водоснабжении на улице Гешева и в переулке Мечиева.

19.04.2024 - 09:16

В Минтрансе КБР подвели итоги работы за пять лет

Состоялась коллегия Минтранса КБР по итогам деятельности за пятилетний период в дорожно-транспортном комплексе, на которой также были озвучены планы и задачи на 2024 год и последующий период.