Современные подходы к обучению детей с ОВЗ

Опыт формирования и развития системы инклюзивного образования в Кабардино-Балкарии обсудили на республиканском семинаре-совещании в нальчикской школе №5 с углублённым изучением отдельных предметов, где уже десять лет реализуются программы инклюзивного и интегрированного образования.
Тематический слёт для руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, специалистов, реализующих инклюзивное образование, организован Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи КБР и центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Мероприятие посетили министр просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Анзор Езаов, его заместитель Екатерина Мисостова, представители ведомства.
Программа семинара началась с экскурсии по школе, которая ознакомила гостей с условиями, созданными для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями инклюзивного образования, адаптированными образовательными программами, проектами в области профориентации, патриотического воспитания и др. Участники мероприятия также стали свидетелями того, как члены школьной команды юнармейцев готовятся к «Миротворческим играм-2021».
Директор школы №5 Светлана Емузова рассказала о реализации инклюзивного и интегрированного образования для детей с ОВЗ. В школе 89 та-ких детей, это почти пять процентов учеников. Создано пять коррекционных классов: три – для учащихся с психическими и умственными нарушениями, два – для ребят с нарушениями слуха. Она коснулась вопросов кадрового обеспечения: порядка 88 процентов учителей и специалистов, работающих в начальной и средней школе, прошли курсы повышения квалификации по коррекционно-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ; специальное дефектологическое образование имеет 21 педагог.
В инклюзивных классах работают 42 учителя, в интегрированных – 15. Во внеурочное время дети посещают музыкальный и художественный кружки, объединения актёрского мастерства, национальных танцев, информатики и робототехники, спортивные секции.
На семинаре были представлены доклады об особенностях организации инклюзивного образования в интернатных учреждениях, инклюзивном образовании в системе среднего профессионального и дополнительного образования, деятельности республиканской психолого-медико-педагогической комиссии в рамках взаимодействия с психолого-педагогическими консилиумами в образовательных организациях, научно-методическом сопровождении профессиональной деятельности педагога в условиях реализации инклюзивного образования.
Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Е. Мисостова подчеркнула, что число детей с ОВЗ и инвалидностью ежегодно растёт. В образовательных учреждениях республики разработаны и внедрены адаптированные образовательные программы, но вопросов ещё остаётся очень много. Органы власти проводят работу по обеспечению безбарьерной среды, в образовательных учреждениях республики обучаются 2868 детей с ОВЗ, из них 2373 – школьники.
По итогам семинара-совещания принят за основу проект рекомендаций в адрес профильного министерства и центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителей образовательных организаций.

Марьяна БЕЛГОРОКОВА.
Поделиться: