Ключевые показатели нацпроекта «образование» достигнуты

На заседании коллегии Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР подвели итоги деятельности за 2020 год и определили основные задачи на текущий период.
В мероприятии приняли учас-тие Председатель Правительства КБР Алий Мусуков, уполномоченный при Главе КБР по правам ребёнка Светлана Тлинова, представители министерств, администраций городских округов и муниципальных районов, руководители образовательных организаций, начальники управлений образования. 
С основным докладом выступил и.о. министра просвещения науки и по делам молодёжи КБР Анзор Езаов. Основной акцент был сделан на решении задач государственной программы развития образования республики и национального проекта «Образование»  в 2020 году.
На дистанции
Одномоментный переход в режим дистанционного обучения, по словам докладчика, выявил целый ряд проблем, которые приходилось решать по ходу работы. Было организовано масштабное повышение квалификации педагогов, информационно-методическое сопровождение руководителей школ и учителей, детей и их родителей.
В новом формате была проведена государственная итоговая аттестация. В онлайн-режиме прошли профильные смены и воспитательные мероприятия.
В целом система справилась с поставленными задачами: массовых вспышек заболевания COVID-19 не допущено, образовательный процесс организован на необходимом уровне.
Инфраструктура
Было названо три основных вызова к системе образования: изменение инфраструктуры, трансформация системы профессиональной подготовки учителя, рост качества образования в условиях индивидуализации обучения.
Изменение инфраструктуры является важным условием повышения доступности качественного образования. Стоит задача сохранить доступность дошкольного образования для детей от трёх до семи лет и обеспечить доступность дошкольного образования для детей до трёх лет. На выполнение последней направлены мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях в рамках национального проекта «Демография». Конечная цель – обеспечить в 2021 году стопроцентную доступность дошкольного образования для детей указанной возрастной группы. В 2020 году создано 1800 мест для малышей, построено 25 ясельных блоков. В 2021 году будет создано ещё 285 мест и построено шесть объектов. Из средств в объёме 611 млн рублей, предусмотренных на реализацию указанных мероприятий на 2020 год, на сегодня освоено 529,7 млн рублей (86,66%). 
Участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» позволило построить в Нальчике школу №33 на 1224 места, в этом году будут введены в эксплуатацию школы в Чегеме на 
500 мест, в станице Солдатской на 250 мест и Новоивановке на 440 мест. Начинается строительство школы на 500 мест в Кубе и школы на 785 мест в Прохладном.
     Проведён капитальный ремонт школы №10 г. Майского и кёнделенской школы №1. Планируется благоустройство здания школы №1 села Залукокоаже, проведение капитального ремонта зданий детского сада в Кашхатау и школы села Пролетарского, строительство детского сада на 140 мест в станице Солдатской.
Современным требованиям к обучению и воспитанию детей полностью соответствует менее половины всех школ республики – 127, частично – 138. Существует необходимость в проведении капитального ремонта в 69 общеобразовательных организациях.
Отремонтировано 18 спортивных залов в 17 школах, ещё 
48 спортзалов в 41 школе нуждаются в капремонте. В планах – отремонтировать все школьные спортивные залы в сёлах и малых городах к 2023 году. На эти цели бюджету КБР предоставляется субсидия в размере 86,7 млн рублей.
             Материально-
техническая база
Созданы центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 42 учреждениях. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» сто общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций республики обеспечены современным компьютерным и мультимедийным оборудованием.
Для организации доступного и качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на базе коррекционной школы-интерната №3 в Прохладном создан центр «Доброшкола», который занял третье место во всероссийском конкурсе «Доброшкола». По программе «Доступная среда» созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в трёх образовательных учреждениях.
До ста процентов доведён уровень обеспеченности бесплатными учебниками, ведётся разработка учебно-методических комплектов по кабардинскому и балкарскому языкам и литературам.
В рамках программы «Цифровая экономика» все школы будут обеспечены интернет-соединением со скоростью от 50 до 100 Мбит/c. В 2020 году подключены 43 школы, на 2021 год запланировано 39 учреждений.
Лучшие учителя
А. Езаов отметил, что семеро лучших учителей Кабардино-Балкарии поощрены за хорошие показатели премией, а их опыт изучается и рекомендован для тиражирования.
По программе «Земский учитель» восемь учителей, прошедших конкурсный отбор и получивших единовременную выплату (миллион рублей), отработают не менее пяти лет в сельских школах. 
Специальным призом «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнёва награждён учитель физической культуры гимназии №5 г. Тырныауза Фуад Буранов, представивший респуб-лику на всероссийском конкурсе «Учитель года России-2020».
Задачи
В 2021 году стоит задача по корректировке программ повышения квалификации отдельных педагогов, включению в программы повышения квалификации для директоров и заместителей директоров модуля по внедрению примерной программы воспитания, разработке комплекса мер по улучшению базовых показателей оценочных процедур, реализации проекта по улучшению качества преподавания и квалификации учителей.
Прозвучала информация о мероприятиях по поддержке частных детских садов, обеспечению полноценным бесплатным горячим питанием учеников начальной школы, итогах апробации модели аттестации руководителей школ, необходимости разработки и внедрения единой модели аттестации руководителей образовательных организаций, выплате дополнительной надбавки в пять тысяч рублей классным руководителям.
Речь также шла о внедрении программы воспитания с 1 сентября 2021 года во всех школах и учреждениях СПО, реализации федерального проекта «Пат-риотическое воспитание граждан России».
Для одарённых детей
Особую роль в развитии детей, по словам руководителя ведомства, играют региональный центр выявления, поддержки и развития талантов детей и молодёжи в области искусства, спорта, образования и науки «Антарес», мобильный технопарк «Кванториум», центр цифрового образования детей «IT-куб».
Республика вошла в проект, инициированный ПАО «Сбер», по внедрению цифровой платформы персонализированного образования для школ, обеспечивающего поддержку образования с применением цифровых технологий для 5–9 классов. На первом этапе в проект вошли четыре школы, которым переданы 39 устройств для детей из малообеспеченных и многодетных семей, с помощью которых можно обеспечить выход на цифровую платформу. Учителя школ прошли обучение по работе с использованием цифровой платформы. На втором этапе для участия в проекте планируется более 60 школ.
Руководитель ведомства рассказал о проведении олимпиад и конкурсов, которые помогают выявить способных детей. В 2020 году четверо детей стали призёрами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. За высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий двое воспитанников детской академии творчества «Солнечный город» получили грант Президента РФ. На регио-нальном этапе всероссийского конкурса «Большая перемена» из девяти человек, прошедших в финал конкурса, пятеро стали победителями и получили гранты. В основной номинации конкурса для одиннадцатиклассников достижения наших ребят являются лучшими по СКФО.
Профориентация
Созданы девять мастерских в двух колледжах на средства федеральных грантов, проведён IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и IV региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Обязательства 
выполнены
В целом система образования республики выполнила свои обязательства в рамках реализации нацпроекта «Образование», все ключевые показатели достигнуты.
– В 2020 году мы сумели ответить на основные вызовы времени и перестроили нашу работу, нацелившись на достижение к 2024 году главного результата – вхождения в десятку лучших систем образования России, – подытожил А. Езаов.
В 2021 году основным направлением работы министерства, кроме выполнения задач национального проекта «Образование», является повышение качества образования как на региональном, так и на школьном и муниципальном уровнях.
Учебники
по национальным 
языкам и литературам
В ходе обсуждения доклада Алий Мусуков затронул ряд вопросов, в том числе о выполнении плана-графика по разработке и выпуску учебников по национальным языкам и литературам. По словам Анзора Езаова, до 20 апреля комплект учебно-методических материалов для 1–4 классов будет представлен на государственную экспертизу для включения в федеральный перечень учебников. В декабре 2020 года прошёл конкурсный отбор, определены авторские коллективы по разработке УМК для 5–9 классов, перед которыми стоит задача к июлю передать макеты в издательство. Весной будет запущен отбор авторских коллективов по разработке УМК для 10-11 классов по национальным языкам и литературам, истории, культуре и географии КБР. Планируется направить УМК для учащихся 
5–11 классов на экспертизу весной 2022 года.
На заседании также рассмотрены вопросы реализации государственной молодёжной политики в Кабардино-Балкарии, внедрения программы воспитания в образовательных организациях Майского района, государственной поддержки учреждений СПО в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям федерального проекта «Молодые профессионалы» (на примере Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа им. Б.Г. Хамдохова).
Оценка работы 
Алий Мусуков высоко оценил деятельность Минпросвещения КБР, отметив, что, несмотря на сложности 2020 года, система образования продолжала выполнять свои функции. Важный момент – республике удалось перевести образовательные учреждения на дистанционный режим работы. Сегодня перед ведомством стоит несколько первостепенных задач – работать над повышением качества обучения в дистанционном формате, готовиться к проведению государст-венной итоговой аттестации, а также выполнить поручение главы КБР по разработке региональной программы по ремонту школ. Председатель Правительства КБР призвал профильное министерство уделить особое внимание проблеме предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подчеркнув, что текущий год должен стать переломным в решении данного вопроса.
Работа Минпросвещения КБР в 2020 году признана удовлетворительной.
 

Марьяна БЕЛГОРОКОВА
Поделиться: