Дистанционное обучение не заменит традиционный формат

Ключевой темой «правительственного часа» в рамках заседания президиума, состоявшегося под руководством Председателя Парламента КБР Татьяны Егоровой, стал вопрос организации обучения в школах Кабардино-Балкарии с использованием дистанционных образовательных технологий.
И.о. министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Анзор Езаов проинформировал, что в качестве экстренной меры для снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях республики учебный процесс был организован с применением дистанционных технологий. По словам докладчика, большинство школ в соответствии с аккредитационными требованиями имеют подключение к сети Интернет, что является базовым критерием для оценки возможности работать в дистанционном режиме. Цифровыми устройствами для коммуникации и работы с информационными ресурсами располагают большинство педагогов и обучающихся республики. По данным мониторинга, 58% школьников имеют компьютерную технику (компьютер, планшет, ноутбук), 40% пользуются мобильными телефонами в рамках организации дистанционного формата обучения, двум процентам школьников, не имевшим технических возможностей, во временное пользование выдавалась школьная техника. Некоторые обучающиеся обеспечены компьютерной техникой за счёт спонсорской помощи.
С 1 апреля по 5 июня 2020 года 107 434 ребёнка обучались с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Для организации образовательного процесса были задействованы 7350 учителей. С 16 ноября по 13 декабря –47 496 детей и 4428 учителей.
И.о. министра рассказал о реализации программ национальных проектов, благодаря которым совершенствуется качество обучения, пересмотре отношения к средствам и инструментам информационных технологий, внедрённых ранее в школы, разработке методических рекомендаций для последующего внедрения в педагогическую практику как в дистанционном, так и в очном режиме работы, а также о платформах, ресурсах и обучающих площадках, используемых в настоящее время.
В отдельных образовательных организациях республики обучение в дистанционном формате осуществлялось на собственных платформах или с применением облачных технологий. Учителя использовали новую обучающую площадку «Интерактивная электронная (рабочая) тетрадь Skysmart» в региональной автоматизированной информационной системе «07.Образование – Электронная школа».
Особенностью, отличающей республику от многих других субъектов РФ, является проведение занятий по родным языкам и литературе в дистанционном формате: в формах чат-занятий, консультаций, индивидуальной и групповой переписки, самостоятельного изучения учебного материала. Учителя записывали видео- и аудиоуроки, сопровождая их презентационными и наглядными материалами, использовались различные платформы и мобильные приложения для видеоконференций и видео-звонков.
Жители республики столкнулись с такими проблемами, как недостаточная скорость интернет-соединения или её значительное снижение в утреннее и обеденное время и невозможность воспользоваться общероссийскими платформами по причине одновременного использования по всей стране большим числом обучающихся, что привело к нагрузке на эти ресурсы. А. Езаов обратил внимание на то, что выходом из ситуации стало интегрированное использование кейс-технологий и электронных образовательных ресурсов – мессенджеры и электронная почта позволили наладить оперативную связь с обучающимися. Была озвучена ещё одна проблема: некоторые родители по различным причинам не имели возможности оказать детям помощь в обучении в режиме удалённого доступа.
Говоря о положительных сторонах дистанционного обучения, и.о. министра подчеркнул, что навыки, приобретённые обучающимися и педагогами в период обучения в таком формате, позволят в дальнейшем организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, детей, не имеющих возможности временно или постоянно посещать школу; индивидуализировать работу с одарёнными обучающимися; повысить уровень организации электронного обучения в школах.
Анзор Езаов заверил, что профильным ведомством будет продолжена работа по повышению качества организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и минимизацией возникающих проблемных ситуаций, при этом подчеркнул, что использование дистанционных технологий было вынужденной мерой:
– Этот формат ни в коем случае не может заменить очного традиционного обучения. Вместе с тем не быть готовым к таким «аварийным» ситуациям – это неправильно.
В ходе дискуссии участники заседания обсудили различные проблемы в области дистанционного формата обучения.
Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова поинтересовалась несколькими аспектами работы ведомства как в рамках обсуждаемой темы, так и других направлений деятельности: позиция республики в общероссийских рейтингах по качеству образования, в том числе в формате дистанционного обучения, влияние сложного периода пандемии на количество выпускников школ, поступивших в вузы. Кроме того, руководитель законодательного органа республики обратила внимание на тенденцию подготовки к школе детей в возрасте пяти-семи лет с репетиторами, также на её сохранение при обучении в начальной школе и спросила о причинах.
А. Езаов рассказал о том, что общепризнанных государственных рейтингов по оценке дистанционного обучения нет, а по мониторингу Министерства просвещения РФ, республика находится примерно на 60-м месте.
Подчёркнуто, что в 2020 году не было ощутимого снижения количества поступивших в вузы, причём возросло число абитуриентов, желающих получить медицинское образование. Что касается итогов проведения ЕГЭ, КБР продемонстрировала хороший показатель и осталась в так называемой «зелёной зоне».
Отвечая на вопрос о возникшей тенденции подготовки детей к школе, и.о. министра выразил мнение, что она создана отчасти коммерческими образовательными организациями. Отмечено, что учителя обучают школьников с самых азов, а основная задача дошкольного образования – «чтобы ребёнок был здоровый и пришёл в школу готовый к обучению, что касается социализации и базовых навыков, но не учебного процесса в основе».
В ходе состоявшегося обмена мнениями депутаты высказались по теме «правительственного часа», обсудили эффективность дистанционной формы обучения, возможность возникновения пробелов в знаниях у некоторых обучающихся в данных условиях по причине плохой восприимчивости информации в онлайн-формате, достижения республики в конкурсе «Учитель года» и т. д.
Председатель профильного комитета Нина Емузова высказала своё видение обсуждаемой темы, акцентировав внимание на проблеме подготовки педагогических кадров, участии родителей в образовательном процессе, рассказала о существовании специальностей, которые на законодательном уровне нельзя осваивать в дистанционном формате. Кроме того, депутат выразила надежду на то, что будут разработаны региональные образовательные платформы и появятся программы, которые обеспечат равные стартовые возможности детям.
По итогам «правительственного часа» выработан ряд рекомендаций в адрес заинтересованных структур. Контроль за исполнением решения возложен на комитет Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи.

Пресс-служба Парламента КБР

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

08.05.2024 - 17:00

Трансляция портретов ветеранов Великой Отечественной войны

В День Победы по всей стране пройдут трансляции портретов ветеранов. Основной видеопоток стартует на сайте Бессмертного полка России polkrf.ru, а также на странице Движения в социальных сетях.

08.05.2024 - 16:57

Праздник на поляне Азау

В Эльбрусском районе празднование Дня Победы пройдёт во всех населённых пунктах, а также у подножия жемчужины нашей республики — Эльбруса.

08.05.2024 - 16:54

Огонь памяти в Атажукинском саду

8 мая в Атажукинском саду состоялась торжественная церемония возложения цветов и лампады с «Огнём Памяти» к мемориалу «Вечный огонь Славы».

08.05.2024 - 14:41

Этот день мы приближали, как могли…

Орден Отечественной войны 2-й степени, медали Жукова, «За освобождение Варшавы», «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», многочисленные юбилейные медали

08.05.2024 - 10:06

«Бессмертный полк» на страницах детских журналов

День Победы – самый радостный и любимый праздник для всех возрастов.