Новые стандарты госконтроля

Государственной Думой в третьем, окончательном чтении принят закон о государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации.
– Принятые в процедуре второго чтения поправки касаются в том числе основных положений и предмета регулирования закона. Они практически меняют всю систему контроля и надзора, которая должна быть направлена на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, – прокомментировала депутат фракции «Единая Россия» Госдумы Ирина Марьяш.
Законом уточняется, что к госнадзору и муниципальному контролю теперь не относятся мероприятия, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания, деятельность судов, органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, внешней разведки, государственной охраны, федеральной службы безопасности и ряд других. Расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу также не подпадает под определение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Парламентарий также отметила, что новыми нормами устанавливаются различные виды контрольно-надзорных мероприятий федерального, регионального и муниципального контроля по предметам ведения с чётким разграничением полномочий и отчётности.
Кроме того, деятельность самих надзорных органов будет оцениваться по целевым значениям, главная из них – максимальная защита интересов граждан.
Депутат обратила внимание, что ключевые показатели видов контроля, по которым надзорные органы будут отчитываться ежегодно, должны отражать уровни минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и устранения риска его причинения в соответствующей сфере деятельности, тогда как установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведённых мероприятий, выявленных нарушений, контролируемых лиц, привлечённых к ответственности, количестве и размере наложенных штрафов обновлённым законом не допускается.
Также в ежегодном докладе будут отражаться как сведения о достижении ключевых показателей, так и сведения об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий на их достижение.
Законом расширяется круг обязанностей инспекторов, в том числе недопущение проявления неуважения к религиозным обрядам и церемониям в ходе проведения надзорных мероприятий в пределах своих полномочий. Появляются у инспекторов и новые права, в частности, обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
– Основная задача системы контроля и надзора – снизить давление на отечественный бизнес. Усовершенствование работы, связанной с обязательными требованиями в рамках контрольно-надзорных ведомств и организаций, крайне важно в целях экономического развития страны и улучшения делового климата, – подчеркнула Ирина Марьяш.

Поделиться: