Творческий код Аслана Уянаева

Музей изобразительных искусств им. А. Ткаченко в очередной раз порадовал жителей Нальчика интересной экспозицией. Сегодня в его залах расположилась выставка работ члена Союза художников России Аслангери Уянаева.
С первых шагов по выставочным залам взгляд жадно ищет соприкосновения с реальностью, в которой привык черпать опору. Однако «ассоциативный реализм», как называет свою живопись автор, не предлагает зрителю лёгких способов на этом пути – со стен на нас смотрят красноречивые и достаточно динамичные произведения, которые, кстати сказать, не спешат наладить диалог с нами. Такова судьба «наследников» творца – они заключают в клетках своего естества колоссальную информацию о человеке, породившем их, они его лицо, ткань души, стремления и идеалы.
Аслангери родился в 1962 году в Нальчике, в Кабардино-Балкарском госуниверситете окончил инженерно-строительный факультет. Однако техническая специальность не давала возможности реализовать внутренний потенциал в полной мере. Молодой человек уехал в Ленинград, где поступил в академию художеств им. И. Репина и какое-то время учился в статусе вольнослушателя. Опыт реалистического рисования, углублённого погружения в натуру, дают свои плоды – Аслан повышает свой профессиональный уровень, что позволяет ему пополнить ряды художников традиционной реалистической школы. Но что-то запредельное на пути поиска себя побудило его искать иные средства выражения своей реальности.
Искусствоведы считают, что Уянаеву близки формы искусства древних цивилизаций – Ассирии, Египта – своей «направленностью к вечности, к Абсолюту» и что монументальность, к которой тяготеет художник, заключается не столько в масштабах полотен, сколько в значительности задач, поставленных перед собой. Его работы пытаются сравнивать с музыкальными произведениями, где эмоциональное воздействие цвета аналогично такому же воздействию звуком. Сложность и монументальность работ Аслана сразу говорит о себе. Об этом свидетельствует и тот факт, что ни одно произведение из выставленных сегодня в музее не имеет традиционного имени. Все они, как и фрагменты композиций, обозначены цифрами, имеют как бы инвентарный номер, например, «Композиция II – 814», «Композиция II – 1101», то есть до них в коллекции автора, по логике, существуют композиции с предыдущим рядом чисел, а это немало. И, конечно, дело не в количестве холстов, а в идее, которую автор пытается выразить на протяжении всего этого ряда. Возможно, в помощь ему как раз приходит инженерно-техническая специализация, так как всё, с чем каждый из нас соприкасается в течение жизни, оставляет свой убедительный след на нашем пути. Ещё раз хочется вернуться к монументальности и закодированности работ художника, что в сочетании производят эффект на глазах зарождающейся реальности, но не нашей, а скорее, параллельной вселенной. Художник имеет право ничего не объяснять и не отчитываться ни перед кем, он автор своего мира и этим счастлив.
И.о. министра культуры КБР Мухадин Кумахов на открытии отметил, что работы автора знакомят нас с закрытым от всего мира человеком, творчество которого ещё долгие годы будут разгадывать искусствоведы на предмет содержания, цвета, формы, наличия цифр на многих холстах. Мухадин Лялушевич обозначил важность источника, питающего и вдохновляющего творческих людей, выразив надежду на то, что силы Аслану даёт, в числе прочих красивых и значимых мест на земле, и Кабардино-Балкария. Он поздравил художника с открытием персональной выставки на родине и пригласил всех жителей республики посетить в эти дни Музей изобразительных искусств.
– Аслан Уянаев на родине известен меньше, чем в России и за рубежом, – сказал председатель Союза художников КБР Геннадий Темирканов. – Работы Аслана находятся не только в частных коллекциях, но и в коллекциях ведущих музеев мира. С точки зрения профессионала отмечу сегодняшнюю экспозицию как очень интересную и глубокую по содержанию – не так часто в стенах музея выставляется чистая абстракция, подобная сегодняшней. Союз художников совместно с Музеем изобразительных искусств старается, чтобы интерес к выставочной деятельности среди художников и поклонников их таланта не пропадал. Отмечу, что работы Аслана довольно сложные для восприятия, но знакомиться с ними надо не через голову, а через сердце. Поздравляю Аслана с сегодняшней выставкой.
Поздравить художника также пришли главный редактор редакции вещания на балкарском языке ГТРК «Кабардино-Балкария» Ахузат Мишаева и писатель Рая Кучмезова, которые совместно сделали о художнике телевизионную программу.
– Снимая программу, мы разговаривали с мамой художника, – рассказала Ахузат Мишаева, – которая, говоря о работах сына, сетовала, что не понимает их содержания. На что Аслан ей предложил не спешить, а внимательно рассмотреть их душой и сердцем, и тогда откроется всё, что она пережила и видит вокруг себя сейчас. Работая над программой, я сказала съёмочной группе, что, видимо, наша вселенная выглядела именно так до того, как обрела сегодняшний вид.
Советник Главы КБР Аминат Уянаева назвала выставку явлением в культурной жизни республики. Она отметила самобытность Аслана и особенность его «вертикального мышления», которое с помощью его произведений зовёт нас в вечность.
– Нам приятно, что его так серьёзно воспринимают за рубежом, где он прославляет нашу республику, талантливых людей, живущих здесь, – отметила Аминат Мухтаровна. – Талант – это дар, которым надо воспользоваться, что бы ни случилось в жизни, поэтому желаю Аслану благополучия и удачи.
На выставке также выступили народный художник Аслан Цримов, директор Государственной национальной библиотеки им. Т. Мальбахова Анатолий Емузов.
Отметим, что с 1991 года художник является членом фонда «Свободная культура», а с 1994 года состоит в Союзе художников России. Он участник многочисленных российских и зарубежных выставок, в том числе и персональных.
Выставка будет работать по 29 марта включительно.

Марина МОКАЕВА.
Поделиться: