Продегустировали «дорожный пирог».

Журналисты, блогеры и общественники Кабардино-Балкарии и Ставропольского края стали участниками испытания на прочность асфальтобетонного покрытия строящейся дороги «Кавказ» в обход Пятигорска и озера Тамбукан.
Пресс-тур на объект и в лабораторию организовало управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
Перед тем как приступить к укладке асфальта, подрядная организация предоставляет отделу контроля качества Упрдор «Кавказ» рецепт на смесь и сам материал. Рецепт проверяют на соответствие проекту и нормативной документации, а материал испытывают в лаборатории. Проект утверждает заместитель начальника управления Упрдора «Кавказ», и только после всех испытаний подрядная организация приступает к работам по рецепту.
– Все материалы, которые применялись в строительстве, проверяются на соответствие проекту и нормативной документации, – рассказал начальник отдела контроля качества Упрдора «Кавказ» Алихан Усманов. – Мы приехали на участок км 387 – км 397 для того, чтобы посмотреть, соответствует ли уложенный асфальт тем образцам, которые были представлены нам ранее. Случаев, чтобы подрядная организация использовала другую, некачественную смесь, просто не существует ввиду того, что лаборатория стала очень обширной. Подрядные организации не могут обойти стороной испытания, которые мы проводим. В соответствии с нормативной документацией при помощи керноотборника мы делаем три вырубки (керна) с десяти тысяч квадратных метров уложенного асфальта, если объём объекта превосходит тридцать тысяч квадратных метров. Они делаются с каждого слоя через трое суток после укладки асфальтобетона.
«Дорожный пирог» состоит из нескольких слоёв. Журналисты и общественники увидели, как собирают материал с нижнего слоя крупнозернистого асфальтобетона. После проверок сверху будет уложен последний слой щебёночно-мастичного асфальтобетона, на который нанесут разметку. По нему и будет двигаться транспорт. По словам Алихана Усманова, такое покрытие сохранит рабочее состояние пять-восемь лет без разрушений, а после небольшого ямочного ремонта дорога будет служить очень долго.
Собрав образцы для исследований, участники пресс-тура отправились в лабораторию отдела контроля качества Упрдора «Кавказ» в Пятигорске. В крупнейшей в СКФО лаборатории проводят исследования грунтов, бетонных кубов, вырубок из дорожного покрытия, асфальтобетонных смесей, песка, щебня, минеральных порошков, проверяют на соответствие стандартам дорожные знаки и разметку, битум и эмульсии, противогололёдные материалы (песчано-соляную смесь). Специалисты отдела контроля качества Упрдора «Кавказ» могут выехать на любой объект, на котором идёт укладка асфальта, в любое время для отбора образцов.
– К верхнему слою асфальтобетона предъявляют самые строгие требования, ведь именно по нему будет ходить транспорт, – отметил ведущий инженер отдела контроля качества Александр Бганцев. – Редко, но бывает, что образец не проходит испытания. Тогда его бракуют, и подрядчик переделывает работу, чтобы она соответствовала стандартам.
Взятую с участка дороги «Кавказ» асфальтобетонную смесь уплотнили по методу Маршалла и изготовили из неё плиту. После того как она отстоится, её начинают испытывать на колееобразование.
– Плиту помещают в прибор, четыре часа термостатируют при температуре 60 градусов Цельсия – это максимально критические условия для образца, – объяснил заместитель начальника отдела контроля качества Упрдора «Кавказ» Таймураз Пинов. – После этого по ней начинают катать с нагрузкой в четырнадцать тонн – совершается двадцать тысяч проходов за восемь часов. Затем обследуется глубина колеи.
В жаркие дни асфальт сильно нагревается и проседает из-за большого веса грузового транспорта. В результате образуются колеи, попадание в которые для автомобилей чревато заносами, особенно на высоких скоростях на трассе. Потому для большегрузного транспорта в жаркую погоду действуют ограничения. Новая дорога в обход Пятигорска и озера Тамбукан категории IБ позволит эксплуатировать грузовики в любое время суток и в любую погоду.
– Применение некачественных материалов на федеральных трассах недопустимо, – подчеркнул начальник Упрдора «Кавказ» Руслан Лечхаджиев. – Деятельность лаборатории отдела контроля качества направлена на выявление недостатков на всех этапах производства строительно-монтажных работ и дальнейшего содержания. Также сотрудники отдела совершенствуют работу дорожников с помощью внедрения новых технологий.
В лаборатории изучили не только собранную асфальтобетонную смесь, но и вырубки из уложенного покрытия. По итогам лабораторных испытаний все образцы были признаны соответствующими стандартам качества.
Федеральная автодорога «Кавказ» – одна из самых загруженных дорожных артерий нашей страны, связывающая Центральную Россию с регионами Северного Кавказа и Закавказьем. Реконструкция и строительство участка трассы с обходом Пятигорска и озера Тамбукан на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии началась в 2014 году. Согласно проекту будет построен почти пятнадцатикилометровый четырёхполосный участок автодороги категории IБ с расчётной скоростью движения 120 км/час. Для того чтобы путешествие по дороге было безопасным, на ней установят металлические и бетонные ограждения с противоослепляющими экранами, сто сорок новых дорожных знаков, десять километров линий электроосвещения и две площадки для отдыха водителей.

Вероника ВАСИНА.
Поделиться: