Социология образования.

Каждое историческое общество уделяло особое внимание просвещению и образованию. Знания и наука дают развитие экономической, политической и культурной жизни, через образование идёт развитие личности, её воспитание.
Современное человечество достигло колоссальных успехов в области науки, образования и просвещения. Люди осваивают космос, глубины океанов, покорили атом, победили страшные болезни, создали всемирную компьютерную сеть интернет, которая, связывая глобальных и региональных пользователей, распространяет знания во всём мире. Для усвоения знаний люди создали широкую сеть образовательных учреждений: школы, лицеи, гимназии, университеты, академии и научно-исследовательские институты, несущие глобальное образование всем жителям планеты.
Казалось бы, полученные глубокие и обширные знания должны были служить гарантом благополучия, долголетия, мира и справедливости. Но реалии наших дней, как кризисы, терроризм, маргинализация, национализм, локальные войны и болезни, отодвигают на далекую перспективу мечту человечества о гармоничной жизни на земле.
Человеческая история, по утверждению учёных, насчитывает более 3 млн лет. Первого человека назвали «Ното habilis» – человек умелый, его совсем ещё небольшой багаж знаний был приобретён колоссальным трудом. Первичной формой накопления знаний были традиции, обычаи, ритуалы и предания. Мыслитель эпохи средневековья итальянец Д. Вико определил мифы как первое издание умственного словаря человечества.
Характер и содержание исторических эпох определялись достижениями человека в области образования и практических дел. Арабская культура дала человечеству третью мировую религию – ислам. Эпоха Просвещения окончательно изменила сознание людей.
Образование в России стало распространяться после принятия христианства в 988 году. При монастырях стали создаваться крупные библиотеки. Монголо-татарское иго надолго затормозило развитие науки и образования. После освобождения русское государство стало быстрыми темпами восполнять утраченное.
Иван III, придавая большое значение просвещению, пытался наладить в Москве книгопечатание, но это началось при Иване Грозном. Первая датированная печатная книга «Апостол» была издана в 1564 году Иваном Фёдоровым.
Русские правители довольно часто выписывали «учёных мужей и мастеровых» из-за рубежа.  Царь Борис Годунов отнёсся к проблеме образования более основательно: послал большую группу боярских детей осваивать европейскую науку для распространения в последующем в России.
Царь Алексей Михайлович поощрял распространение знаний. Он считался одним из образованных монархов своего времени. В его библиотеке насчитывалось сотни томов. При его сыновьях было открыто Славяно-греко-латинское училище (1687 г.). В нём ученики должны были получать общее образование вместе с церковными. В училище постигали «семена мудрости» от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной и нравной даже до богословия.
К XVII веку в России количество грамотных значительно возрастает: среди посадского населения – 40%, купцов – 96%, помещиков – 65%.
Самым значительным достижением преобразований Петра I стало создание Академии наук с тремя отделениями: математическим, физическим, гуманитарным. Придав реформам и образованию социальную направленность, Пётр I преодолевал консерватизм русского общества. Эта эпоха дала России выдающихся просветителей и учёных – Ф. Салтыкова,
И. Посошкова, Ф. Прокоповича, М. Ломоносова и др.
Значительным прогрессом в социальном значении можно назвать открытие Смольного института благородных девиц, Московского университета, который изначально был задуман как надсословное учебное заведение «для генерального обучения разночинцев». Учёные России сделали много открытий и изобретений, в частности, братья Ползуновы создали паровой двигатель и машину на тяге пара, на два десятилетия опередив англичанина Д. Уатта. М. Ломоносов оставил огромное научное наследие и академическую школу, которая воспитала плеяду замечательных сыновей Отечества, математика М. Головина, физика Рихмана, астронома
С. Разумовского и др.
XIX век стал поистине «золотым» в культурном развитии России. В городах открывались гимназии и кадетские корпуса. Прогрессивные изменения в начале XIX века коснулись многих сторон жизни. Открывались университеты и средние учебные заведения. Из стен образцово-показательного Царскосельского лицея вышла целая плеяда талантливых поэтов и писателей – В. Жуковский, К. Рылеев, русские гении А. Пушкин,
А. Грибоедов, М. Лермонтов,Н. Гоголь, Н. Некрасов и др.
Русская наука дала миру талантливых учёных Н. Лобачевского, Б. Якоби, конструктора первого электромотора, А. Бутлерова, Д. Менделеева, Н. Зинина, с чьим именем связывают «золотой век» русской химии. Н. Зинин имел самую известную химическую школу, где учились талантливые ученики, в том числе и А. Нобель, создатель динамита.
В XIX веке просвещение в России переживает процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся церковноприходские школы и двухклассные уездные училища – начальная ступень, гимназии – средняя ступень, университеты и высшие технические учебные заведения – высшая ступень.
Контрреформы Александра III
прервали прогрессивные тенденции в образовании. Университетский устав 1884 года фактически упразднил автономию университетов. Ректор и профессора на должность назначались правительством, возросла в несколько раз плата за обучение, ужесточился административный контроль. «Циркуляр о кухарских детях», принятый в 1887 г., рекомендовал закрыть двери гимназии перед детьми из не дворянских семей.
Советская республика объявила о ликвидации безграмотности. В школах послереволюционных лет было много необычного: не было привычных парт, была отменена урочная система, домашние задания, учебники, экзамены, отметки – это были эксперименты новаторской педагогики. Претворение в жизнь культурной революции проходило в сложных условиях, и это было связано с направлением «пролиткультовцев».
Казалось бы, что каждая новая эпоха в развитии человеческого общества развивает социальный компонент образования и науки, современные образовательные тенденции значительно расходятся с традиционными образовательными системами.
Перестройка 90-х изменила основы прежнего государственного строя, в том числе и устоявшуюся советскую систему образования, чей опыт перенимали большое число стран. Уже к 2007 году были разработаны и закреплены новые федеральные стандарты образования. В стандартах понятия «образование» и «воспитание» были заменены понятием «компетенция». Так же было разрушено общее образовательное пространство, каждый институт мог учить по «своим» учебникам и программам.
Какие приоритеты выбирает высшее образование в республике? Основные направления содержательных форм образования хотелось бы показать на примере КБГУ. 
Задачи университетского комплекса на базе КБГУ определены и концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, приоритетным национальным проектом «Образование».
Задачи непростые, перечислим некоторые из них: создание инновационной системы непрерывного среднего профессионального и высшего образования на основе интеграции с научной деятельностью университета; создание в КБГУ новой образовательной среды с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации проекта «Открытый университет»; повышение квалификации и переподготовка учителей средних образовательных учреждений с целью повышения качества подготовки абитуриентов; развитие профессиональных компетенций в области IT-технологий; формирование новых научных школ; укрепление позиции КБГУ в международном научно-образовательном сообществе; создание и развитие образовательных центров КБГУ за рубежом и др.
Руководство университета провело масштабную реконструкцию на территории образовательного комплекса. За короткое время были проведены ремонтные работы зданий и помещений университета, обновлена мебель в аудиториях. Значительно пополнился компьютерный парк.
Также были проведены работы по ремонту дорог, озеленению и освещению территории, санитарные мероприятия и стрижка приусадебных деревьев.
Результатом этой напряжённой работы стало выделение университетской территории из городского массива. На наших глазах образовался университетский учебный городок-кампус. Следует отметить, что движение к автономизации учебных центров – мировая тенденция. 
В последние годы заметно ощутимо, как наш университет в организационном учебном и научном плане разворачивается к вызовам времени. Достигнутые успехи подтверждаются международными и российскими рейтингами.
По открытости КБГУ занял 2615-е место (в рейтинг вошли 23000 вузов мира). В рейтинге вузов России, составленном агентством «Эксперт», единственными вошедшим в 
топ-100 среди вузов СКФО и 1-м в рейтинге востребованности вузов, подготовленном МИА «Россия сегодня», КБГУ занял 31-е место среди классических вузов.
Вуз улучшил свои показатели по качеству образования, научно-исследовательской активности и востребованности выпускников. Следует заметить, что это внушительное признание – заслуга деятельности руководства и его коллектива. Последовательно решая поставленные задачи, наш университет, без сомнения, внесёт весомый вклад в самое приоритетное направление развития науки – «Экономику знаний» и достигнет программной цели – создания ведущего университета Северного Кавказа. 

Исмаил Хочуев.
Поделиться: