Плохое поведение детей может являться эмоциональным срывом

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Центре психолого-медико-социального сопровождения Министерства просвещения и науки КБР состоялся семинар для родителей детей с особыми потребностями «Проблемы поведения детей с ОВЗ и их коррекция», который провели специалисты учреждения – педагог-психолог высшей квалификационной категории Светлана Карданова и учитель-логопед высшей квалификационной категории Мадина Камболова.
В ходе семинара были обобщены знания родителей об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ, обозначены проблемы и способы содействия развитию их личности, рассмотрены причины, приводящие к нарушениям поведения, обсуждены приёмы, способы и техники эффективного общения с детьми данной категории, составлен алгоритм анализа и коррекции нежелательного, то есть проблемного поведения ребёнка.
Под проблемным поведением понимается поведение, препятствующее общению с ребёнком. Детям, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, зачастую им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребёнок, который не знает, как направить на себя внимание взрослого, очень быстро сознаёт, что с помощью агрессии и самоагрессии проще и быстрее добиться желаемого. Помимо агрессии и самоагрессии существуют такие виды проблемного поведения, как стереотипия (устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз), неадекватные крик, смех, плач, негативизм и аффективные вспышки (ярко выраженные, бурно протекающие эмоциональные реакции, не контролируемые сознанием).
Родителям важно понимать, что многие случаи плохого поведения детей на самом деле являются эмоциональным срывом. Классические воспитательные приёмы вроде наказания могут лишь ухудшить ситуацию, ещё сильнее расстроить ребёнка и лишить его ощущения контроля над своими решениями. Важно не кричать на детей, так как крики, попытки контролировать их поступки или показывать власть над ними могут стать дополнительной причиной агрессии вплоть до истерики. Следует учить их «отвлекаться». Со временем – это не произойдёт в мгновение ока – ребёнок научится вести себя лучше.
Специалисты уточнили, что перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребёнком. Представителям родительского сообщества подробно рассказали о способах коррекции разных видов проблемного поведения. К примеру, в случае беспричинного (неадекватного) плача во время занятий или выполнения домашнего задания следует начинать с простых заданий, которые обычно нравятся ребёнку и не вызывают у него затруднения или раздражения. Лучше всего давать задания, которые трудно совместить с плачем: упражнения на подражание движениям или на повторение звуков.
Что касается способов коррекции стереотипий, нужно заменить проблемное поведение адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным: когда ребёнок начинает трясти кистями рук, дать ему задание, в выполнении которого задействованы обе руки. Это могут быть физические упражнения, работа с конструктором, игры с водой, сыпучими материалами… Если ребёнок раскачивается – сделать физкульт-минутку. Когда речь идёт о длительном переходе (по коридору или по улице), можно попросить ребёнка положить руки в карманы или дать ему что-то нести. Важно понять, в каких ситуациях стереотипии приобретают более выраженный характер, чаще проявляются, и предотвращать их: дать возможность ребёнку отдохнуть, не давать слишком трудных заданий.
На семинаре родители узнали, что нельзя поощрять или подкреплять нежелательное поведение – не давать то, что ребёнок просит криком, не прерывать задание, во время которого он начал кричать. Специалисты центра поделились интересным мнением о том, что использование различных успокаивающих приёмов (дать ребёнку попить воды, погладить по голове и т.п.) является спорным. Иногда их применение оправданно, так как помогает успокоиться. Но нередко они служат поощрением нежелательного поведения: ребёнок получает дополнительное внимание в ответ на крик, и его частота в будущем может возрастать.
Отметим, что ГБУ ЦПМСС реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, для детей со сложными дефектами (тяжёлыми и множественными нарушениями развития), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержкой психического развития. В центре, которым руководит Фатима Дикинова, 102 воспитанника.
 Марьяна БЕЛГОРОКОВА

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

08.05.2024 - 16:55

Из Черекской теснины подняли сорвавшегося парня

В ночь с 7 на 8 мая в Черекской теснине проведены сложные поисково-спасательные работы - в обрыв сорвался местный житель. ЧП произошло между Бабугентом и Верхней Балкарией.

08.05.2024 - 14:42

Ахмедия Джебраилов – человек удивительной судьбы

79-ю годовщину победы над фашистской Германией отметят  жители Кабардино-Балкарии – люди разных национальностей.

08.05.2024 - 10:09

Спортсмены Росгвардии отличились на фестивале горных экстремальных видов спорта

В Приэльбрусье продолжаются соревнования XV Международного фестиваля горных экстремальных видов спорта Red Fox Elbrus Race, в котором участвует сборная войск национальной гвардии Российской Федерац

08.05.2024 - 09:22

Цель – создание современной транспортной инфраструктуры

В Доме Правительства КБР состоялась стратегическая сессия, на которой рассмотрены основные аспекты развития дорожно-транспортной сферы Кабардино-Балкарии, способствующие социально-экономическому ра

08.05.2024 - 09:21

Детям – об истории Победы

7 мая в России, Белоруссии, Казахстане и других странах прошла XV Международная патриотическая акция по поддержке детского чтения «Читаем детям о Великой Отечественной войне».