Социальный контракт остаётся одной из самых продуктивных мер государственной поддержки для улучшения материального благосостояния граждан страны. Итоги прошлого года в очередной раз доказали его актуальность и действенность. Соглашение, которое заключается между органом социальной защиты и гражданином, призвано повысить финансовое благосостояние за счёт производства. То есть приоритетным критерием при выборе кандидатов для заключения социального контракта становится намерение быть непосредственным производителем товаров или услуг.
– Социальный контракт – не очередное пособие, – поясняет директор Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты КБР Татьяна Канунникова. – В 2023 году заключено 326 социальных контрактов. В их числе: для поиска работы – 160 соглашений, на осуществление предпринимательской деятельности и ведение личного подсобного хозяйства – 166. Предыдущие годы доказали эффективность такой государственной помощи, и в этом году мы оптимизируем все ресурсы и продолжим интенсивно работать в данном направлении.
Руководитель республиканского центра труда, занятости и социальной защиты рассказала о важных изменениях, внесённых в процедуру заключения соглашения в 2024 году.
– С нынешнего года заключение социального контракта переведено на принципы социального казначейства. Также упрощена процедура подачи заявления на получение соцконтракта – через портал Госуслуг. Предоставлять дополнительные справки не нужно, все необходимые сведения о семье и её доходах органы социальной защиты получат путём межведомственного взаимодействия.
Расчётный период учитывается за 3 месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления.
Изменения появились и в предоставлении информации о составе семьи. Прежде для заключения социального контракта считали доход по домохозяйствам, то есть суммарный доход всех, кто зарегистрирован на данной жилплощади.
С 2024 года учитываются только доходы членов одной семьи (заявитель, его супруг или супруга, несовершеннолетние дети, а также студенты, обучающиеся в очном формате, в возрасте до 23 лет), даже если кто-то из них зарегистрирован по другому адресу.
– Ещё одно нововведение, установленное на федеральном уровне, – тестирование заявителя на выявление предпринимательских способностей. Его проходят один раз и только в организациях социальной защиты. Для этого используется цифровая платформа «Малое и среднее предпринимательство». Специальная ссылка на вопросы для социального контракта есть только в органах социальной защиты. Если человек самостоятельно зарегистрируется, он пройдёт другой тест. Мы не сможем принять его результат и провести повторное тестирование, – поясняет Т. Канунникова.
Главная миссия социального контракта – преодоление социального иждивенчества. Представители органов соцзащиты осуществляют ежемесячный контроль и мониторинг выполнения гражданином обязательств контракта. С семьёй, которая заключила его, ведётся работа в течение трёх лет.
По словам Т. Канунниковой, те, кто воспользовался поддержкой государства и заключил социальный контракт, позитивные итоги наблюдают уже в первый год работы.
Семейный бренд
Рассыпчатый белоснежный творог, нежный сыр, айран и молоко в аккуратных упаковках появились на витринах магазинов. Зелёный логотип Созаевых получил популярность благодаря вкусовым качествам продукции. Открыть свой бизнес – производство разнообразных молочных продуктов – семье из селения Яникой удалось благодаря государственной субсидии. Год назад они заключили социальный контракт в муниципальном органе соцзащиты Чегемского района и получили первоначальный капитал для реализации бизнес-проекта.
– У нас были личное подсобное хозяйство и все необходимые условия для стартапа. Решили взять пару молочных коров, корма на первое время и начать своё дело. И оно пошло – навыки ведения хозяйства были, так что особых усилий для этого мы не прилагали, нужны были только финансы, – рассказывает глава семейства Марат Созаев.
Марату помогала супруга – вместе они успешно справлялись, и новость о том, что у Созаевых можно приобрести самое вкусное молоко, густую сметану и нежный сыр, разлетелась по округе. Так постепенно они приобрели постоянных клиентов, затем нашли оптовых покупателей и крупных заказчиков. Пришлось осваивать ещё и азы маркетинга. Так Марат Созаев стал автором семейного логотипа, и появился собственный бренд. Молочная продукция Созаевых уже стала узнаваемой.
– В базе наших клиентов – не только местные заказчики, мы также отправляем продукцию в другие города и даже страны. Были заказы в Турцию и Германию нашим соотечественникам, – говорит Марат.
А начальный капитал для успешного бизнеса семья получила по социальному контракту.
– Безвозмездная помощь государства, умноженная на трудолюбие, – главные составляющие формулы успеха, – делится секретом удачного бизнеса Марат Созаев. – Рад, что такая возможность есть у каждого, нужно просто стремиться к достижению поставленной цели и работать.
Марианна Губашиева