Заслуженный строитель

Хорошая дорога – один из ключевых показателей уровня жизни любой страны, республики, края, области, муниципалитета. Качественное дорожное полотно сокращает расстояния между населёнными пунктами, создаёт удобство их жителям, облегчает работу как профессиональных водителей, так и автолюбителей. Наконец, дорога – нерв экономики. 
Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с человеком, который многие годы строит и содержит в порядке дороги, мосты и объекты дорожной сети в Зольском районе, Хамидом Пшуковым. Это опытный, высокопрофессиональный дорожник, за плечами у которого долгий путь к созданию одной из самых успешных фирм, специализирующихся на строительстве автодорог. 
Он родился в селении Малка в семье Лёли Патовича и Раисы Газизовны Пшуковых. Глава семьи в начале 70-х годов прошлого века трудился завгаром в Зольском производственном дорожном управлении. После окончания махачкалинского автодорожного училища Лёля Патович стал прорабом, а после преобразования ПДУ в ДРСУ – главным инженером. Его супруга Раиса Газизовна долгие годы работала на заготбазе сортировщицей. В работящей семье родились пятеро детей. Приученные с детства к труду и воспитанные в традициях адыгэ хабзэ, они выросли достойными людьми. Малиль окончил факультет ПГС КБГУ, владелец строительной фирмы, Роза трудится на одной из трикотажных фабрик в Пятигорске, Мухамед и Муаед – строители, причём Муаед, как и старший из братьев, также окончил факультет ПГС и имеет свою строительную фирму. А герой нашего рассказа пошёл по стопам отца, познав со школьной скамьи нелёгкий труд дорожного рабочего.
Хамид учился в первой малкинской школе, увлекался спортом, играл за школьную команду регби, которую тренировал один из воспитанников замечательного наставника Александра Лобжанидзе, создавшего регбийную команду КБГУ, которая гремела на весь Союз. После окончания школы в 1986-м Хамид устроился рабочим в Зольское ДРСУ, оно тогда располагалось в Малке. В ноябре 1987-го получил повестку.
– На сборном пункте в Нальчике нам сначала говорили, что будем служить в группе советских войск в Германии. Мне понравилась форма десантников, очень хотел попасть в ВДВ. Отец написал такую рекомендацию с места работы, что хоть командиром назначай, – улыбается Хамид. – Из Нальчика нас отправили в Минводы, оттуда поездом в Фергану, в 15 км от неё был учебный центр, где призывников готовили полгода. До призыва, пройдя обучение в автошколе ДОСААФ, я получил водительские права категорий «В» и «С». И, как оказалось, не зря: после «учебки» стал механиком-водителем БТР-70. 
Хамид Пшуков попал в прославленное воинское соединение – 103-ю гвардейскую Витебскую воздушно-десантную ордена Ленина и ордена Кутузова Краснознамённую дивизию имени 60-летия СССР, отважно сражавшуюся с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. 25 декабря 1979 года части дивизии воздушным способом пересекли советско-афганскую границу и вошли в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. На протяжении всего срока пребывания на афганской земле дивизия принимала активное участие в различных по масштабу войсковых операциях. За успешное выполнение поставленных боевых задач в Республике Афганистан 103-я дивизия была награждена высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина. Из Афганистана части дивизии выходили одними из последних – 7 февраля 1989 года пересекли Государственную границу СССР. В начале марта 1989 года весь личный состав дивизии возвратился на место прежней дислокации в Белорусской ССР.
Как истинный «шурави» Пшуков говорит об Афгане с неохотой, крайне скупо и скромно.
– В ДРА я прослужил девять месяцев. Базировались в Кабуле, сопровождали колонны, в случае необходимости оказывали огневую поддержку. Бывало, что попадали под обстрелы, не без этого. Со многими ребятами подружились. В 2022-м у меня в гостях побывали сослуживцы: механик-водитель БТР Рафиз Минигулов из Челябинска и два пулемётчика: Владимир Кочегуров из Ростова-на-Дону и Иван Покатилов из Краснодарского края. Ребята приехали с семьями, отдохнули, уехали в восторге от нашей природы, кабардинских блюд, наших обычаев. Мы переписываемся, созваниваемся. Дружба, начавшаяся на войне, остаётся с тобой навсегда, – говорит Хамид.
После демобилизации отдыхал недолго, всего пару недель, вернулся дорожным рабочим в ставший ему родным коллектив ДРСУ. Параллельно с работой три года – с 1990-го по 1993-й – заочно обучался в ростовском автодорожном колледже по специальности «строительство автомобильных дорог». Несмотря на диплом, Пшуков ещё два года продолжал трудиться рабочим. Причина банальна – ввиду полной укомплектованности штата ИТР ему не нашлось другой должности. В 1995-м Хамида назначили мастером участка № 6 гравийных дорог на Аурсентх.
– Как и в любой другой отрасли, в 90-е годы у нас времена были тяжёлые. Своего транспорта практически не было, и нам приходилось одалживать его то у «Сельхозтехники», то у хозяйств сёл, где проводились дорожные работы. А в целом по району мы тогда обслуживали 200 километров асфальтированных и 100 километров гравийных дорог, – вспоминает Хамид. – Вся работа велась вручную. Делая ямочный ремонт, выдалбливали ямку ломом, окашивали обочины дорог ручной косой. В непогоду раскидывали совковой лопатой песчано-солевую смесь по всей протяжённости дорог. Но, несмотря на трудности, справлялись, добросовестно исполняли свои обязанности.
Без отрыва от производства Пшуков продолжал учиться. В 2000 году окончил Ростовский государственный строительный университет по специальности «инженер-строитель автомобильных дорог и аэродромов». В 2006-м испытывавшее серьёзные финансовые трудности Зольское ДРСУ обанкротилось. Новый виток в биографии Пшукова случился в 2017-м, когда он стал основателем и руководителем фирмы «Ремонтно-строительная компания». Сегодня постоянный штат предприятия насчитывает 34 работника. В сезон по трудовым договорам набирают работников дополнительно. Например, в прошлом году штат был увеличен до 110 человек. В лизинг приобретено более 50 единиц различной спецтехники, и техпарк продолжает пополняться до сих пор. У предприятия собственные бетонный и асфальтовые заводы, рабочие мощности для производства железобетонных изделий. Недавно, делая сверку выполненных работ, Пшуков подсчитал: с конца 2019 года его фирма во вверенных в обслуживание Баксанском и Зольском районах проложила или капитально отремонтировала 54 километра дорог общего значения. Согласитесь, цифра внушительная. Трудовые успехи Хамида Лёлевича отмечены почётными грамотами Парламента и Правительства КБР. А в октябре прошлого года ему присвоено звание «Заслуженный строитель Кабардино-Балкарской Республики».
Теперь о семье потомственного дорожника. В 1993-м он женился на односельчанке Марите Евсеевой – замечательной девушке с, как он выразился, экзотической для кабардинцев фамилией. С супругой Хамид воспитал двух сыновей – Рустама и Астемира.
– Я горжусь званием заслуженного строителя республики, но самую большую радость принёс мне старший сын Рустам. Успешно окончив Северо-Кавказский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, работает рядом со мной на бетонном заводе. Астемир прошлым летом трудился в ремонтной бригаде, в этом году оканчивает школу и уже определился с профессией – будет поступать в МАДИ. Выбор сыновей продолжить семейное дело не может меня не радовать, – сказал Пшуков. 
Старший сын подарил отцу замечательных внука и внучку. Маленькому Усману всего год. И кто знает, может, спустя годы он продолжит дорожную династию Пшуковых...
 Альберт ДЫШЕКОВ

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

05.05.2024 - 10:01

За две «красные» субботы

В середине тридцатых годов прошлого столетия Нальчик представлял собой быстро разрастающийся город.

05.05.2024 - 10:01

С начала года на дорогах Кабардино-Балкарии зарегистрировано более 350 тысяч правонарушений

Сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по КБР проводится ежедневная работа, направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий.

05.05.2024 - 09:03

Самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2,2 млрд рублей

В Кабардино-Балкарской Республике общий объём закупок у самозанятых в I квартале 2024 года составил почти 1,6 млн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в восемь раз.

04.05.2024 - 12:25

Добровольцы, мобилизованные и контрактники должны иметь равные льготы

Деятельность органов государственной власти, общественных организаций по обеспечению прав и законных интересов участников СВО рассмотрена на очередном заседании совета Общественной палаты КБР.

04.05.2024 - 12:25

Уголовное дело за оправдание терроризма

В ходе оперативно-разыскных мероприятий по противодействию терроризму сотрудниками УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике пресечена преступная деятельность жителя Баксанского района.