В мире нартов

Для своей палитры лауреат Государственной премии КБР Ибрагим Джанкишиев подбирает краски из окружающего его поликультурного пространства, умело приспосабливая чужие стилевые средства к балкарской ментальности, придавая своим произведениям этническое звучание.
Из внешних влияний ближе всего для художника оказался этнофутуризм, пришедший в Кабардино-Балкарию в 70-80-х годах из Эстонии и Поволжья и нашедший своеобразный отклик в балкарском изобразительном искусстве. Так или иначе на него отреагировали такие балкарские художники, как Юсуф Шаваев, Хызыр Теппеев, Валерий Курданов, Якуб Аккизов, Владимир Баккуев, Лиуан Ахматов, Ибрагим Джанкишиев, Тахир Черкесов. В своём творчестве художники актуализировали балкарские древности и символы, языческие мифы и легенды, но поскольку информаторы ХХ века – мусульмане, в их интерпретации они тесно переплетаются с исламским вероучением. Без сомнения, более всего многих художников интересовал вопрос о происхождении балкарцев, который заставлял в первую очередь обращаться их к Нартскому эпосу. 
Содержание своих картин Ибрагим Джанкишиев черпал не только из повседневной жизни соплеменников, но также из истории, фольклора родного народа и особенно Нартского эпоса, иллюстрированию которого посвятил немало времени и сил, создав целую живописную серию. В ней, без преувеличения, ярко проявился генетический код культуры балкарцев, поскольку для Джанкишиева характерно подлинное осмысление пространства мифа. Не обошёл живописец вниманием и исторические события, трагические перипетии в жизни балкарского народа. 
Мощные коллизии и драмы прошлого требуют масштабных художественных измерений, которые в интерпретации истинного художника проливают свет на сущность проблем сегодняшней жизни. Для познания духовной сущности родного народа И. Джанкишиев в первую очередь обратил вектор своих поисков в сторону фольклора, взявшись иллюстрировать балкарский Нартский эпос, причём не в графических материалах, а в живописи, объясняя это тем, что издание книги, тем более с иллюстрациями, чрезвычайно дорогое удовольствие. Интерес к Нартскому эпосу связан в первую очередь с тем, что позволяет взглянуть на сегодняшнюю жизнь балкарцев сквозь призму не только мифологических, но и реальных исторических событий. Фольклор для художника вовсе не детские сказки. И. Джанкишиев, обладая историческим сознанием, прекрасно понимает: чтобы выстроить историю балкарского народа, необходимо понять его прошлое, начиная с древности. В попытке не просто изобразить жизнь балкарцев, но и предугадать их будущее, он стремится определить внутренний механизм жизни и развития народа. Богатая общественная жизнь нартов потребовала от автора создания множества массовых сцен, сложных, многофигурных композиций. Ибрагим Джанкишиев нередко использует принцип панорамного решения композиции. Чёткая стереометрия изображений увидена им с птичьего полёта, что вполне естественно для жителя гор. Изображая народные праздники, сражения, обряды и собрания, он использует не только языческие, но и мусульманские символы. Природа в его картинах выступает как сакральное явление, с изображением большого числа сакральных объектов (священные камни, горы, деревья, водные объекты, природные стихии), к которым автор относится с религиозным пиететом. Порой он изображал и богов из балкарского божественного пантеона. Персонажи Нартского эпоса служат для него неиссякаемым источником вдохновения.
Над своими композициями Джанкишиев работает, скорее, как сценограф, искусно используя такие качества своей палитры, как декоративность и символизм, а лёгкость и изящество стиля умело сочетая с монументальной тяжеловесностью. Для него старина – это мощный пласт народной культуры, который зиждется на древних морально-этических нормах балкарцев. На героев Нартского эпоса художник смотрит как на своих предков, которые жили в некоем магическом измерении. 
Эпический, монументальный характер полотен, конечно же, является отражением эпического характера героического эпоса, который Ибрагим Джанкишиев прочитал по-своему. Его герои – неуязвимые нарты Сосурук, Ёрюзмек, Карашауай – всегда побеждают своих врагов, способны защитить свой народ от многочисленных недругов, а главное, умеют устроить жизнь по законам Балкарии. 
Жаухар Аппаева, искусствовед

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

09.05.2024 - 12:03

В Баксане состоялся автопробег, посвященный Дню Победы

Традиционный военно-патриотический автопробег состоялся в городском округе Баксан в канун Дня Великой Победы, сообщает пресс-служба местной администрации.

09.05.2024 - 10:01

Все бюджетные обязательства исполняются

В среду Председатель Правительства Кабардино-Балкарии Алий Мусуков провёл очередное заседание регионального кабмина, на котором утверждён отчёт об исполнении республиканского бюджета за первый квар

09.05.2024 - 09:03

Спасатели защитят не только от пожаров

В Доме Правительства КБР состоялась стратегическая сессия Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике. Заседание провёл Председатель Правительства КБР Алий Мусуков.

09.05.2024 - 09:03

В Баксане вручили государственные награды СССР родственникам героев

В администрации Баксанского района прошла торжественная церемония по передаче удостоверений к государственным наградам СССР родственникам героев, сообщает пресс-служба администрации района.

08.05.2024 - 17:00

Трансляция портретов ветеранов Великой Отечественной войны

В День Победы по всей стране пройдут трансляции портретов ветеранов. Основной видеопоток стартует на сайте Бессмертного полка России polkrf.ru, а также на странице Движения в социальных сетях.