Наш гость с детства увлекался национальными танцами, но изменил вектор и выбрал академическую хореографию. Сегодня Рамед Пачев – главный балетмейстер Музыкального театра и постановщик спектаклей, известных далеко за пределами Кабардино-Балкарии. Он удостоен звания «Заслуженный деятель искусств КБР» и награждён медалью Цуга Теучежа (Республика Адыгея).
Национальной хореографией Пачев занимался с первого класса. Сначала в Доме пионеров у Азиды Ныровой, потом у знаменитых Хашира Дашуева и Мухтара Кудаева. Кроме того, он неплохо пел и даже участвовал в региональных и всероссийских конкурсах.
Рамед видел себя певцом, но жизнь распорядилась иначе. Окончив восьмилетку, он поступил в местное культпросвет-училище на отделение хореографии. Его педагогом стала Элла Огай – выпускница ташкентского училища, которая в своё время танцевала в Узбекском театре оперы и балета. Первые уроки академического танца Рамед получил у неё, и во многом это определило его дальнейшую судьбу.
– В мои студенческие годы главным балетмейстером Музыкального театра был Булат Губжоков, – вспоминает хореограф. – Он пригласил меня в балетную труппу на полставки. С тех пор я полюбил театр и, окончив училище, не собирался что-то менять. С другой стороны, мои друзья танцевали в «Кабардинке» и настойчиво звали меня в коллектив. В то время балетмейстером ансамбля был Мутай Ульбашев. Посмотрев, как я танцую, он предложил забрать документы из театра и устроиться к ним. Я начал ходить на репетиции, но со временем встал перед выбором – классическая или национальная хореография. В конечном счёте победил балет, и у меня нет сожалений по этому поводу.
Через год Пачев решил продолжить образование и поступил в Краснодарский институт культуры. Окончив его с отличием, остался в Краснодаре. Работая в театре оперетты, наш земляк осуществил свою давнюю мечту, поступив в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского.
В Москве он познакомился с женщиной, которая сыграла знаковую роль в его творческой судьбе. Известная испанская танцовщица Пилар Риоха ещё при жизни удостоилась нескольких памятников. Она часто выступала в СССР и вела в ГИТИСе ежегодные мастер-классы.
– Мне всегда нравились испанские танцы, и я занимался ими с удовольствием, – вспоминает Пачев. – Пилар обратила на меня внимание, и со временем у нас завязались дружеские отношения. После окончания института она пригласила меня в Мехико в академию танца, названную в её честь.
На дворе стоял 1990 год, и советские граждане не были избалованны заграничными поездками. Для балетмейстера перелёт в Мехико стал незабываемым событием. Город поразил его грандиозными размерами и изобилием товаров на полках магазинов. В Мексике он стажировался полгода. Причём оплатил только стоимость билетов. Все остальные расходы взяла на себя академия.
Рамед Пачев поставил огромное количество спектаклей. Среди них «Лейла и Меджнун», «Испанские миниатюры», «Кошкин дом» «Снежная королева», «Маленькая ночная серенада», «Восточные сказки», «Медея», «Волшебная свирель Ашамаза», «Гимн восходящему солнцу»…
– Ко всему, что делал, я подходил постепенно. Задачи передо мной стояли разные – по масштабу и замыслу, но каждая постановка занимает своё особое место, как книга на полке, – объясняет наш собеседник.
Симбиоз классики и национального танца – насколько это возможно и допустимо? Пачев не против таких экспериментов при условии, что постановщик подходит к этому аккуратно и со вкусом.
– Сочинять и внедрять всегда очень сложно, – говорит он. – Я хорошо помню, как начинал работать с национальным материалом. Первой постановкой стала миниатюра «Адиюх» в исполнении артистов «Кабардинки». Она сочетала в себе элементы классики и традиционной хореографии.
Самая лучшая оценка – это мнение профессионала. Несколько лет назад артисты Музыкального театра представляли в Махачкале балет «Волшебная свирель Ашамаза». После спектакля Пачева пригласили в кабинет директора Дагестанского театра оперы и балета. Там его ждал известный балетмейстер и педагог, народный артист СССР Олег Виноградов. Нашего земляка мэтр никогда раньше не видел, но, высоко оценив постановку, решил с ним познакомиться. Виноградов поздравил Пачева с талантливой работой, заметив, что работать с национальным материалом всегда тяжело. Он прекрасно знал, о чём говорит. Виноградов был первым постановщиком балета «Горянка» на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.
– Работа с национальным материалом предполагает изучение фольклора, обычаев и бытовых особенностей, – объясняет Рамед Мулидович. – В эту тему нужно погружаться целиком, чтобы избежать ошибок и неточностей. Соединение классического танца и традиционной хореографии – задача не из лёгких. Произведение должно стать единым целым, а не разрозненными отрывками.
Работая над спектаклем «Гимн восходящему солнцу», балетмейстер вынужден был изменить подход и искать новые решения. Судя по реакции публики, эксперимент удался. Спектакль получился свежим, живым, и зрители встретили его с большим интересом.
По мнению Пачева, уровень современного республиканского балета отличается от его советского аналога.
– Старая труппа была более подготовлена, – считает он. – В нашем театре танцевали выпускники лучших училищ страны. Они прошли полный цикл обучения, и с ними было проще работать. Сейчас ситуация изменилась. Артистов приходится доучивать и исправлять просчёты современного образования.
Помимо основной работы Пачев руководит балетной студией при Музыкальном театре. В определённом смысле он создал кузницу кадров, в которой занимаются дети разных возрастов.
– У нас очень много талантливых ребят, хотя одного таланта, конечно, недостаточно – артисту балета необходимы трудолюбие, целеустремлённость и сила воли. Только в этом случае у него есть шанс достичь высокого профессионального мастерства, – считает гость «Кабардино-Балкарской правды».
Борис БОРИСОВ