В детской библиотеке им. Бекмурзы Пачева, руководит которой заслуженный работник культуры КБР Светлана Хатуева, прошло мероприятие, посвящённое творчеству кабардинского (адыгского) поэта Бекмурзы Пачева.
Он родился 18 января 1854 года, ушёл из жизни в 1936 году. Его произведения по праву вошли в анналы национальной литературы, а само его творчество – одно из самых значимых явлений словесности народа, нежно любимого Бекмурзой.
Участниками литературной встречи стали ученики гимназии №29 г. Нальчика, которым была представлена книжно-иллюстративная выставка о гегуако, его жизни и творчестве, исполненном высокого смысла и глубокого содержания. Разговор шёл о личности незаурядной, о златоусте и патриоте, взволнованном певце, к голосу которого чутко прислушивались земляки.
Человек неординарный, Бекмурза Пачев сочинял свои строки в рукотворной землянке, словно бы вбирая соки, дыхание и силу родной почвы. Бекмурза и сам чутко и придирчиво слушал время, анализируя общественное движение, социально-политические перепады, эволюцию сознания людей, оказавшихся на рубеже феодальной и социалистической формаций.
Бекмурза Машевич пытливо изучал новую жизнь. Отсюда его поэтическое преломление артефактов нового социалистического уклада, в его словотворчество врываются новые темы. Хотя биографы Пачева уделяют много внимания бытовой стороне жизни и судьбы Бекмурзы (родословной, борьбе за обретение личного счастья), главное в его судьбе – это поэзия, работа над словом. Бекмурза Пачев – классик национальной литературы, и это главное.
Ведущая встречи Лариса Яхтанигова остановилась на основных вехах биографии Пачева. Его первыми произведениями в основном, как требовали законы фольклора, были песни. Например, «Песня об Амирхане Каширгове», «Песня о Залимгери Керефове», «Плач Нагая», «Озов Мурат», «Плач Сосруко». По интонационному рисунку это гъыбзы – жанр, распространённый в народной среде. Но в них наряду со скорбью и печалью присутствует событийный мотив.
Жизнь, история органично отражаются в поэзии Б. Пачева: турецкие страницы судьбы адыгов, русско-японская война, революция и т.д. Многие страницы жизни поэта школьники «перелистывают» впервые. В целом поэзия Бекмурзы – это призыв к сопротивлению, к свободе, мечта о лучшей жизни, осуждение социального неравенства. Что же касается последнего, Бекмурза испытал его на себе. Философское осмысление бытия отражено в таких произведениях, как «Старость», «Жизнь и смерть». Революция привнесла новые темы, связанные как с героикой социальных изломов, так и с историческими персонажами, в числе которых Ленин и Назир Катханов. Ленинская тема особенно полнокровна и выразительна. А дальше были стихи «Колхоз», «Канал», «Баксан», и в 1935 году – поэма «Кабарда» как ода современной родине, её, на взгляд поэта, победной поступи к лучшему грядущему.
Существенное дополнение к образу Бекмурзы внесла библиотекарь Фатима Пазова, раскрыв тему «Б. Пачев и современность».
Стихи поэта читали дети.
Бекмурза Пачев оставил яркий след в истории кабардинской литературы. На встрече также было сказано об утере так называемого «золотого сундука» Бекмурзы, о 14 тысячах строк, так и не дошедших до читателя.
На встрече в качестве гостей были издатель и писатель Мария Котлярова, журналист и литератор Светлана Моттаева. М. Котлярова обратила внимание школьников на родство биографий Б. Пачева и основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева, создававших свои произведения на основе арабского алфавита. С. Моттаева призвала ребят обратить внимание на выразительное чтение, без которого сложно почувствовать красоту поэтической стихии любого автора.
Светлана Шаваева