Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г.
№2424-р утверждён новый Национальный план развития конкуренции, о котором рассказала заместитель руководителя Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Анна Кумахова.
– Национальный план развития конкуренции является важным документом стратегического планирования, в особенности учитывая то, что конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством для обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Вопросы развития конкуренции стали неотъемлемой частью региональной экономической политики.
В частности, Кабардино-Балкария в числе первых регионов утвердила «Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в КБР и Плана мероприятий («Дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в КБР на 2019-2022 годы».
Количество зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году в РФ снизилось в 2 раза в сравнении с 2017 годом, а в республике ещё больше – почти в 6 раз.
Количество унитарных предприятий сократилось на 31,8% за 2018-2020 годы. В нашей республике также проводятся запланированные до 2025 года мероприятия по снижению количества унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках.
Учитывая, что на следующем этапе необходимы качественные системные, институциональные и организационные изменения, Правительство Российской Федерации утвердило разработанный ФАС России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти и предпринимательским сообществом Национальный план развития конкуренции, рассчитанный на 2021-2025 годы.
– Какие приоритетные направления для развития конкуренции определены в новом Национальном плане?
– В качестве приоритетных направлений обозначены агропромышленный комплекс, сферы информационных технологий, энергетики, обращения твёрдых коммунальных отходов, природных ресурсов, строительства, транспорта, образования, здравоохранения, финансовых рынков, торговли и другие.
– А какие результаты ожидаются?
– Один из ожидаемых результатов – рост доли организаций частной формы собственности.
Также предусмотрено, что в 2021-2025 годах продолжится работа по выполнению соответствующими ведомствами масштабных задач: дерегулированию естественных монополий, унификации и систематизации государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам и развитию биржевой торговли.
Кроме того, к 2023 году ФАС России предстоит создать единую систему учёта преференций бизнесу для оценки его эффективности. Региональной власти и органам местного самоуправления в срок до 31 декабря 2024 г. необходимо провести мероприятия, направленные на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них; в срок до 1 января 2024 г. определить перечень муниципального имущества, не соответствующего функциям и полномочиям органов местного самоуправления, и в срок до 31 декабря
2025 г. обеспечить приватизацию либо перепрофилирование этого имущества.
На официальных сайтах органов исполнительной власти в сети интернет должна быть доступна информация о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции. В срок до 1 января 2022 г. необходимо утвердить «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции в субъектах РФ на 2022-2025 годы; до конца 2023 г.
обеспечить равный доступ образовательных организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к участию в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств). Далее до истечения 2025 г.
необходимо обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и не используемого для реализации полномочий органов государственной власти субъектов; с участием органов местного самоуправления провести инвентаризацию кладбищ и мест захоронений и внести их в реестры, которые должны быть размещены на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Управление ФАС России по КБР продолжает работу, направленную на реализацию положений Национального плана развития конкуренции во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти республики.
Ирэна Шкежева