Полис преткновения

Медицинский центр с травмпунктом в Терсколе работает с 2016 года. В сезон – то есть зимой – здесь часто не протолкнуться из-за туристов, получивших травму на каком-либо из здешних склонов. Сейчас в Приэльбрусье царит относительное затишье и у его руководителя Махти Атмурзаева есть время спокойно рассказать о тонкостях работы и трудностях, с ней связанных.
«До основания нашего учреждения оказание помощи туристам было затруднено тем, что их приходилось везти отсюда в Тырныауз в районную больницу, – рассказывает он. – А это путь в 40-45 километров. Поэтому назрела необходимость открытия травмпункта в Терсколе».
Первое частное лечебное учреждение, оказывающее услуги травмпункта, было открыто здесь в 2007 году на базе Мин-обороны и просуществовало два сезона. В следующий раз вопрос о необходимости оказания медицинских услуг туристам без транспортировки их в райцентр остро встал через несколько лет после отмены режима контртеррористической операции, когда возобновился турпоток.
«В итоге осенью 2015 года начал работу лечебно-диагностический центр с травмпунктом на базе ООО «Асклепий», – рассказывает Махти Атмурзаев. – Здесь туристы могут получить помощь, предъявив так называемый «страховой» Skypass – пропуск для прохода на канатную дорогу через турникет, однако не обычный, а одновременно являющийся страховым полисом. Чтобы купить в кассе канатной дороги именно такой «страховой» Skypass, надо заплатить всего лишь на сто рублей больше, чем за обычный турникетный пропуск. Можно не доплачивать сто рублей и купить обычный, но в этом случае медицинская помощь будет оказана платно либо через добровольное медицинское страхование (ДМС)».  
Лечебное учреждение располагается в одноэтажном сборном модуле площадью 170 квадратных метров. Увидеть его нетрудно – он находится сразу за въездом в Терскол, с левой стороны. Его проект Махти Атмурзаев разработал сам, положившись на свой многолетний опыт. При необходимости здание можно разобрать. Здесь есть ресепшн, операционная, где проводят операции под местным наркозом, гипсовочная, рентген-кабинет, оснащённый, по выражению Махти Атмурзаева, «надёжным советским аппаратом». Имеются душевая, кухня для персонала. Пациенты могут ожидать своей очереди на приём в коридоре на диванах. Всё предельно компактно, при этом проблемы тесноты не возникает.
«Во избежание излишнего скопления у нас действует специальное правило: при пациенте может быть только один сопровождающий, – рассказывает Махти Атмурзаев. – Благодаря этому даже в рекордно насыщенный день, когда мы приняли 44 человека, всё обошлось благополучно».
Наиболее «урожайные» на пациентов месяцы – зимние. В этот период основную массу пострадавших составляют лыжники и сноубордисты. Что касается летних месяцев, в это время основными «клиентами» травмпункта являются горовосходители с горной болезнью.
«На Азау находится учебная трасса, поэтому оттуда поступает больше травмированных, – объясняет Махти Атмурзаев. – Что касается Чегета, здесь травмированных меньше, поскольку трассы там для профессионалов. Правда, у них в силу этого и травмы тяжелее».
Для лыжников больше характерны травмы коленей либо порезы так называемым «лыжным кантом». Однажды такой порез оказался настолько глубоким, что задел почку. У сноубордистов лидируют повреждения лучезапястных суставов. Лыжники – более возрастные. Среди сноубордистов, наоборот, больше молодёжи, гораздо меньше озабоченной вопросами безопасности. К тому же представители этой категории гостей Приэльбрусья часто выходят на трассу, предварительно приняв что-нибудь психотропное. По выражению Махти Атмурзаева, «пытаются убить страх».    
Персонала в травмпункте не очень много: ресепшионист, администратор, медсестра, рентгенолог, два хирурга, водитель. На основании договора с Баксанской больницей молодые врачи оттуда приезжают сюда за опытом, который получают в полной мере. Летом, впрочем, необходимости в таком количестве сотрудников нет и медперсонал представлен «ограниченным контингентом»: главврач, медсестра Зухра Бегиева и водитель санитарной машины Тахир Локъяев. Он незаменим в особо тяжёлых случаях, когда пострадавшего необходимо везти в Тырныауз, в районную больницу. Ездит он на санитарной машине на базе «Ларгуса» 2015 года выпуска. Здесь можно разместить носилки с пациентом. Есть крепление для капельницы.
«Ездить здесь, конечно, нелегко, тем более с пострадавшим на борту, – рассказывает Тахир Локъяев. – Но мы справляемся. Однажды пришлось везти отставшего от группы альпиниста. Довёз за 25 минут».
Наиболее наболевшей проблемой для сотрудников лечебного учреждения остаётся наличие у туристов страховки.
«Необходимо внедрить механизм страховки на всех канатных дорогах Приэльбрусья, – уверен Махти Атмурзаев. – Во всём мире это давно является привычной практикой. У нас же на всём Северном Кавказе мы были первыми, кто это сделал».
С 2016 по 2021 год лечебно-диагностический центр принял 5804 человека, из них по «страховому» Skypass – 4659. Оставшиеся 1145 пациентов получили помощь по ДМС или платно. В 20-25% случаев понадобилась транспортировка в Тырныауз или даже в Нальчик за 130 километров. В итоге туристы эвакуируются на лечение в свои регионы, хотя подавляющее большинство согласны были бы и на оперативное лечение в условиях высокогорья. Но из-за отсутствия такой возможности настаивают на отъезде из КБР домой.
«Поэтому, помимо внедрения страховки, давно назрела необходимость расширить спектр медицинских услуг, – говорит Махти Атмурзаев. – Мы пришли к выводу, что надо централизовать оказание медпомощи, создав лечебно-диагностический центр в Терсколе, оснащённый современным оборудованием, с круглосуточными стационаром и травмпунктом».
 

 

Асхат Мечиев. Фото автора и Марины Мазуренко

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.03.2024 - 09:03

Модернизация – капремонт и современное оснащение школ

Проведение капитального ремонта в школах республики и оснащение их современными средствами обучения в рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьной системы образования» обсудили на

28.03.2024 - 09:03

Исправление реестровых ошибок

В минувшем году Управлением Росреестра по КБР совместно с региональным филиалом ППК «Роскадастр» выявлено и исправлено более 1200 реестровых ошибок в государственном реестре недвижимости.

28.03.2024 - 09:03

Новые технологии в работе Росреестра

О том, как цифровые технологии используются в работе Росреестра и почему удобнее подавать документы в электронном виде, как сегодня упрощены процедуры кадастрового учёта и государственной регистрац

27.03.2024 - 16:34

В Нальчике улучшили подачу воды по ул. Пятигорская

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей городского округа Нальчик о перебоях в водоснабжении по улице Пятигорская.

27.03.2024 - 13:57

Стартует всероссийская акция «Семейные традиции»

С 29 марта по 14 апреля в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдет Всероссийская акция «Семейные традиции», приуроченная к Году семьи и направле