Непролетарская роскошь

Пеший конному не попутчик – гласит старая пословица. Много лет назад человечество разделилось на водителей и пешеходов. С тех пор они находятся по разную сторону баррикад и смотрят друг на друга с недоверием.
Ничего удивительного в этом нет. Для пешехода водитель – потенциальная угроза, а для водителя пешеход – досадная помеха. Единственный способ сгладить острые углы – вести себя немного добрее и деликатнее. Теоретически это возможно, но на практике всё не так просто. Современный человек болезненно самолюбив и не желает ни с кем считаться.
Формально мы равноправные участники дорожного движения, но у водителя есть серьёзное преимущество. Он находится в большей безопасности и нередко ведёт себя вызывающе. В конце концов, разбитая фара или помятый бампер не идут ни в какое сравнение со сломанными рёбрами и пробитой головой.
Несмотря на уязвимость, пешеход тоже не ангел. Несгибаемый пенсионер переходит улицу в неустановленном месте. Отчаянная домохозяйка катит перед собой коляску, не дожидаясь зелёного сигнала светофора. Энергичный юноша, не в силах устоять на месте, перебегает дорогу перед самым носом несущегося авто. А что же водитель? Он тоже пенсионер, домохозяйка, «орёл» и «джигит». Он спешит, нервничает, красит губы, разговаривает по телефону и может не успеть затормозить вовремя.
На дороге, в условиях, приближённых к экстремальным, у людей проявляются не самые лучшие качества. Достаточно зайти в интернет и посмотреть записи видеорегистраторов. Водители грубят полицейским, полицейские – водителям. Спорные ситуации решаются посредством кулаков, бейсбольных бит и газовых баллончиков. В мире, где «человек человеку волк», нужно быть готовым ко всему. Хам ведёт себя нагло и вызывающе, руководствуясь принципом: кто смел, тот и съел. Таких субъектов видно издалека. Они опасно маневрируют, «забывают» включить «поворотник» и несутся, как сумасшедшие. Иногда эта спешка ставит их в глупое положение. Подрезав попутчиков, лихач останавливается на светофоре и ждёт вместе с теми, кого он только что обогнал.
«Вершины застыли в молчании строгом. Ручей устремился к ручью. По горным дорогам, по горным дорогам веду я машину свою. Накинул товарищ мой бурку на плечи и скачет на быстром коне. Ему просигналить спешу я при встрече, и путь уступает он мне». Эта песня на стихи Расула Гамзатова когда-то была очень популярной. Её главный герой – скромный парень, полюбивший девушку из высокогорного аула. Красавица оказалась «крепким орешком». «Не хочет кататься со мною в машине, спешит проявить свою власть. И всё намекает, что девушек ныне в горах запрещается красть», – жалуется влюблённый джигит, но надежды при этом не теряет. Он уверен: «Сама она сядет со мною в машину, щекою прижмётся к плечу./ И с ней на крутую, седую вершину я соколом быстрым взлечу». Представили себе картинку? Ну и как? Голова не закружилась?
Кавказец за рулём ведёт себя совсем не так, как житель Прибалтики или Нечерноземья. У него амбиции и горячая кровь. Он верит в свою харизму и считает себя «звездой автострады». Поэтому включает громкую музыку и мчится на своей «посаженной» и «затюнингованной» «Приоре», как маленький торпедоносец. Нас, конечно, такими вещами не проймёшь, но приезжие удивляются.
– Ну, у вас и водители, – воскликнул мой друг из Волгодонска после поездки на Чегемские водопады.
– Это ты ещё в Дагестане не был, – улыбнулся я.
Конечно, все люди разные, но если нарисовать портрет среднестатистического кавказского водителя, он получится примерно таким. Горячий, нетерпеливый и неуступчивый мужчина, который постоянно куда-то спешит. На всех остальных он посматривает свысока, в первую очередь это касается безлошадной публики. В наших краях джигит без коня не джигит, и его заменой давно уже стал автомобиль. На современном Кавказе к нему особое отношение. За ним тщательно ухаживают. Его украшают и дают ласковые прозвища типа «Ласточки» или «Джейранчика»…
Мне приходилось встречать людей, которые любят своего «железного коня» больше друзей, родственников и соседей. Вспомните, как болезненно реагируют некоторые автовладельцы на безобидный хлопок дверью. Им всегда кажется, что он прозвучал громче допустимого.
Прошли времена, когда автомобиль считался роскошью. Теперь приобрести его проще простого. Не нужно стоять в очереди и откладывать деньги в «кубышку». Достаточно обратиться в банк, взять ссуду и выбрать то, что тебе по душе и по карману.
Возможность покупки в кредит воодушевила наших земляков, и количество автомобилей неумолимо растёт. С каждым годом их становится всё больше, и, к сожалению, это не предел. Пройдёт ещё несколько лет, и нам станет по-настоящему тесно.
Недавно, возле торгового центра, обратил внимание на припаркованные велосипеды. Мне кажется, совсем скоро они станут незаменимым видом транспорта – удобным, экологически безопасным и экономически выгодным. Велосипеду не нужно топливо. Он лёгок, компактен и может ездить по тротуарам. В случае крайней необходимости его несложно перенести на плече. При такой мобильности никакие «пробки» ему, конечно, не страшны.
Я хорошо помню время, когда в Нальчике было всего несколько «иномарок». Они собирали вокруг себя любопытную детвору и были чем-то вроде открыток из красивой западной жизни.
«Чайки» и «ЗИМы» тоже можно было пересчитать по пальцам. От этих советских лимузинов веяло имперскими амбициями и державной мощью. Тонкий, изящный руль с круглым сигналом посередине. Сиденья, напоминающие диваны. Панели, отделанные под дерево и слоновую кость, и кнопки, сияющие никелем… В детстве мне больше всего нравились откидные кресла. Возможно, ещё и потому, что в «пролетарских» машинах такой «роскоши» никогда не было.

Эдуард БИТИРОВ
Поделиться: