Состоявший месяц назад в станице Екатериноградской слёт казачьей молодёжи прошёл на солидном организационном уровне. После того, как эмоции улеглись, я побеседовал с помощником атамана Владимиром Долженко. Хотелось понять, как живут казаки в промежутках между праздниками, какой у них уклад, какие традиции.
– Владимир Ильич, какую часть населения станицы составляют казаки?
– Тут одной цифрой не получится ограничиться. В станице проживает примерно три с половиной тысячи человек. Каждый второй считает себя казаком, но официально в казачестве у нас состоит 60 человек.
– Почему такой дисбаланс? Неужели настолько сложная процедура вступления в казаки?
– Сейчас официально стать казаком – принимать на себя определённые обязательства. А процедура такова. Сначала нужно написать заявление атаману. Кандидату даётся испытательный срок (обычно два-три месяца). Он должен проявить себя с положительной стороны. Затем нужно найти действующего казака, который поручится за тебя. Потом на сходе казаков будут решать, достоин ли ты этого высокого звания или нет. Многие избегают этой формальности, говорят: «Лучше мы вам неофициально будем помогать и участвовать».
– Кто может стать казаком?
– Каждый православный человек может написать заявление в казачество, желательно по месту жительства, но это не обязательное условие. На прописку мы акцент не делаем, хочешь с нами работать, пожалуйста. А так, в каком населённом пункте удобнее, туда и подавай заявление, если, конечно, там есть казачье общество.
– Бывали случаи, когда кандидату отказывали?
– Тут могут быть разные причины. Например, никто не захотел дать рекомендацию. Или за время испытательного срока вёл себя неподобающим образом. Игнорировал данные поручения, не участвовал в жизни казачьего общества.
– Неужели могут отказать в рекомендации?
– Мы к этому относимся серьёзно. Лично у меня был случай – я тоже за одного казака поручился, а он повёл себя неправильно. Неприятный момент, мне пришлось отвечать перед казаками, извиняться. После того случая стал подходить серьёзнее к выбору кандидатов.
– Какой документ выдаётся новоявленному казаку?
– Давно идут разговоры, что нужно единое удостоверение казака по всей стране. Мы в Екатериноградской разработали свою форму удостоверения. Сами заказываем, изготавливаем и выдаем казакам по мере необходимости.
– Высший орган – казачий круг?
– Да. Все основные вопросы казачьей общины решает только круг. В том числе вступление и исключение казаков из казачьей общины. Круг собирается не реже одного раза в год. Главное – решение круга может отменить только круг.
– По кинофильмам и песням Розенбаума нам известно, что обязательными атрибутами для казака являются бурка, шашка и конь с седлом. А как обстоят дела в повседневной жизни?
– Казак – в первую очередь, военный человек, поэтому он самостоятельно должен приобрести себе оружие. Как правило, это кинжал и казачья шашка. Но сейчас покупается в основном кинжал, а шашка по возможности. Должна быть, естественно, папаха или кубанка. У этого головного убора обязательно должен быть синий верх и крест серебристый, так как мы являемся Терскими казаками. У каждого войска свой цвет. Есть ещё черкеска, бешмет, сапоги и так далее. Конечно, желательно иметь коня, но никто не обязывает, так как это очень дорого. Конь в нынешних условиях – это роскошь. Такое же дорогое удовольствие, как и машина.
– Для женщин тоже есть условия вступления?
– Выйдя замуж за казака, женщина автоматически становится казачкой. Но наши женщины в станице пошли дальше – у них своё движение, есть старшая казачка. Они собирают свой круг, решают свои задачи – работа с молодёжью, воспитание детей. Мы сотрудничаем, совместно отмечаем праздники – и государственные, и православные. На слёте казачьей молодёжи наши казачки сильно помогли и с готовкой, и с сервировкой. Однозначно, они играют в нашей жизни большую, даже скажу, решающую роль.
– А ребёнок в такой семье автоматически становится казаком?
– До 18 лет нельзя стать основным членом казачества. Но если пареньку исполняется 16-17 лет, то отец (или дядя, или крёстный отец) может ходатайствовать перед кругом, чтобы его приняли в казаки, берёт казачонка под опеку.
– Расскажите о каком-нибудь ритуале.
– Если начали говорить про казачат, то можно вспомнить наш слёт, процедура «посажения на коня». В этом году мы на фестивале её продемонстрировали. Когда мальчику исполняется три года, кто-то из близких – отец, крёстный или дядя – сажает его на коня, проходит определённый круг. Затем снимают казачонка с коня, кладут в бурку, несколько казаков подкидывают, качают, кричат «Любо». Потом ставят на землю, подводят к батюшке, для того чтобы казачонок приложился к кресту (целует крест). Близкие, по возможности, дарят ещё ему и кинжал. С этого момента он является казачонком. В этом году эту процедуру прошли 12 казачат на слёте казачьей молодёжи.
– Атаман – должность выборная или назначаемая?
– У нас официальная организация, все документы в наличии, есть печать. По нашему уставу, который утверждён в минюсте, атаман избирается на пять лет. По истечении срока атаман может переизбираться на последующий срок или по разным причинам избирается новый атаман. Нет никаких ограничений по количеству сроков. Если ему казаки доверяют, они могут выбирать любое количество раз. Прервать полномочия также может только казачий круг. Есть только одно условие. Так как мы не общественные, а реестровые казаки, то кандидатуру атамана должны согласовывать с окружным атаманом Дмитрием Анатольевичем Махониным. Сейчас он находится в зоне СВО. Он может отвергнуть кандидатуру, но должен приехать и объяснить свой отказ. У общественников процедура попроще – они самостоятельно выбирают атамана.
– При поступлении в вузы есть какие-то льготы? Какие ещё преференции возможны?
– Сейчас уже есть казачьи вузы, правда, пока только в Москве, но думаю, скоро таких учебных заведений станет больше. Есть определённый интерес и в военкоматах. Там к специальному сотруднику стекается вся информация о наших казаках, которые хотели бы попасть в казачью бригаду или в казачью часть. Например, 205-я мотострелковая бригада является казачьей. В зоне СВО есть легендарная казачья бригада «Терек». Думаю, формирование подобных подразделений – это очень своевременно.
– Обычно организация имеет кассу – кого-то поддержать в трудную минуту, кого-то поощрить. У вас есть возможность поддерживать жизнедеятельность организации?
– Что касается финансовой части, в Екатериноградском станичном казачьем обществе существует такая процедура. Мы на круге выбрали казначея, который собирает взносы. Минимальный добровольный взнос – 100 рублей в месяц. Но, как правило, этой суммой никто не ограничивается. Если человек попадает в какую-то трудную жизненную ситуацию, мы по возможности помогаем ему из казны или дополнительно собираем средства. Финансовая и не только помощь оказывается, если у человека в семье случается горе. Все планируемые расходы из казны решаются на сходе казаков. Потом необходимо отчитаться. Если выезжаем на какое-то мероприятие, также предоставляем отчёт. Есть расходы по содержанию штаба – коммунальные и прочее. Всё чётко, прозрачно.
– Работать на производстве, а в свободное время заниматься проблемами казаков наверняка сложно. У Вас есть освобождённые сотрудники на окладе?
– Мы все работаем. Мероприятия планируем и проводим в свободное время – на выходные дни или по вечерам. Если же нужно что-то сделать в рабочее время, то как-то пытаемся вый-
ти из положения. Работу в обществе никто не оплачивает, у казаков в других регионах такая же ситуация. Есть, конечно, казачьи войска, у которых ситуация с заработком намного лучше. В Краснодарском крае и Ростовской области казаки сотрудничают с полицией, зарабатывают какие-то деньги на общину. У нас нет дополнительного заработка, живём за счёт собственных взносов, спонсорской поддержки.
– Проведение таких масштабных мероприятий, как, к примеру, слёт казачьей молодёжи, требует не только серьёзной подготовки, но и финансовых затрат.
– В его организации и проведении нам большую помощь оказала республиканская власть в лице главы Кабардино-Балкарии Казбека Валерьевича Кокова, министра по делам молодёжи Азамата Хасейновича Люева. На самом деле слёт такого уровня как «Славу Богу, мы казаки!» без финансовой поддержки нам самим было не провести. На данный момент мы сотрудничаем и с колхозом имени Петровых, который находится на территории нашей станицы. В этом году руководство колхоза и НПК «Новое Время» активно включились в проведение казачьего мероприятия. Что касается Минмолодёжи КБР, то мы сотрудничаем уже второй год. С их помощью в нашей станице построили уличную тренажёрную площадку, оборудовали тренажёрный зал и открыли подростковый центр «СВОБОДА», где наставниками являются казаки и казачки. На данный момент в подростковом центре занимаются около 60 детей от 10 до 16 лет. Я являюсь руководителем военно-патриотического казачьего разъезда. Там 20 воспитанников, есть и мальчики, и девочки. Проводим занятия по различным направлениям: православие, медицина, фланкировка шашкой, огневая и строевая подготовка, история России и казачества, рукоделие. Казачата на занятиях учат молитвы, беседуют с батюшкой. Занятие рукоделием развивает у воспитанников мелкую моторику рук. Также у нас в подростковом центре открыта цирковая студия. В нашу станицу приехал жить мужчина со своей семьёй, который ранее работал в Московском цирке, и вступил в казачество. Один из его воспитанников, мальчик девяти лет, и по стёклам ходит, и с огнём работает. Хотелось бы, чтобы наш район обратил внимание на его труды и оценил. Есть казачьи вокальные коллективы: мужской – «Казачий стан» и женский – «Душа казака».
– Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям.
– Не важно, где вы живёте и в каких вы обществах состоите, главное любить свою Родину и быть полезным там, где вас вырастили и воспитали.
Виктор ШЕКЕМОВ.