На августовском совещании работников системы образования Кабардино-Балкарии, состоявшемся с участием Главы КБР Казбека Кокова, с докладом выступил министр просвещения и науки рес-публики Анзор Езаов, который подвёл ключевые итоги прошедшего периода и обозначил стратегические ориентиры на будущее.
Новый этап развития
образования
Как отметил министр, 2025 год дал старт новому этапу развития образования в стране – началась реализация амбициозных национальных проектов «Молодёжь и дети», «Семья», «Кадры», ставших продолжением нацпроекта «Образование». По поручению Президента РФ В.В. Путина ведётся активная работа над стратегией развития образования до 2036 года с перспективой до 2040-го.
Воспитание патриотов – основа государственной политики
Особое внимание в республике уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В КБР сформировано единое воспитательное пространство. Реализуются рабочие программы воспитания в каждой образовательной организации, а с марта текущего года – во всех организациях отдыха и оздоровления детей. С 1 сентября начинает работу Регио-
нальный центр воспитательных практик.
Важной частью воспитательного процесса является развитие школьных музеев. На сегодня их количество составляет 176, причём только за прошедший год открыто 90.
Продолжена реализация Всероссийского проекта «Навигаторы детства». В 196 образовательных организациях, в том числе учреждениях СПО, введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С
1 сентября 2026 года советники будут работать уже во всех общеобразовательных организациях республики.
Неотъемлемым звеном в воспитании остаются детские общественные объединения. Созданы дома «Юнармии», активно развивается региональное отделение «Движения Первых», реализуется программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». По итогам Всероссийского конкурсного отбора гимназии № 5
г. п. Тырныауз присвоен статус флагманской школы программы.
Масштабное обновление
инфраструктуры образования
Продолжается беспрецедентная по своим масштабам работа по строительству и ремонту объектов образования. В текущем году открываются девять новых школ на 5,5 тыс. мест. К концу года будет завершено строительство ещё одной школы на 150 мест в Терсколе.
До 2027 года запланировано строительство четырёх детских садов на 480 мест (г. Баксан, с. Кёнделен, с. Ст. Че-
рек, с. Баксанёнок), капитальный ремонт 65 зданий школ. В перспективе – строительство четырёх детских садов в микрорайоне Восточный в Нальчике. В настоящее время ведётся ремонт двух зданий детсадов. В ближайшие два года планируется привести в нормативное состояние ещё 15 объектов дошкольного образования.
Изменения в системе СПО
Флагманом изменений в системе среднего профессионального образования стал федеральный проект «Профессионалитет», дальнейшее развитие которого продолжено в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». До 2026 года будут капитально отремонтированы учебные корпуса и общежития Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа и Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа.
Новое в образовании
В новом учебном году продолжится работа по формированию единого образовательного пространства. Школы перешли на единые федеральные программы по всем предметам. Возвращён предмет «Труд», введён предмет «Основы безопасности и защиты Родины». На законодательном уровне закреплена профориентация в 6-11 классах. Осуществляется поэтапный переход на единые государственные учебники.
А. Езаов обратил внимание на важные изменения, которые вступят в силу с
1 сентября:
– Мы переходим на единое поурочное планирование по всем предметам, единое расписание, ограничение учебного времени на проведение контрольных работ, обновление учебных программ по истории и обществознанию. В зоне нашего постоянного контроля должен оставаться вопрос снижения бюрократической нагрузки педагогов. Учителя должны обучать и воспитывать, а не писать всевозможные отчёты.
Обновление предметных
кабинетов
Начинается масштабное обновление предметных кабинетов в образовательных учреждениях. К 1 сентября завершится поставка оборудования для кабинетов по предметам «Труд» и «ОБЗР» в 147 школ на общую сумму более 29 миллионов рублей. Для полного оснащения этих кабинетов во всех школах, по предварительным подсчётам, потребуется дополнительно более 800 миллионов рублей на период до 2027 года.
С 2026 года начнётся обновление кабинетов по предметам «музыка», «ИЗО», «физика», а с 2027 по 2030 год – «математика», «биология», «химия».
Обеспечение учебниками
Благодаря поддержке руководства республики и слаженной работе Правительства решена проблема обеспеченности школ учебниками. В текущем году приобретены почти 441 тыс. экземпляров учебников на общую сумму порядка
368 тыс. рублей, в том числе единые гос-учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории». Школы будут обеспечены учебниками по обязательным предметам на сто процентов.
Родные языки
Особое внимание уделяется сохранению и развитию родных языков как национального достояния Кабардино-Балкарии. Ежегодно издаются порядка 28 наименований учебников по национальным языкам и литературам, соответствующих федеральным стандартам. За последние три года издано 386 тыс. экземпляров учебников на сумму более 62 млн рублей.
Полилингвальная модель поликультурного образования внедрена в 18 детских садах в республике. Чегемский детский сад «Ручеёк» и школа № 20 г. Нальчика будут включены в федеральную сеть опорных площадок по вопросам изучения родных языков и сохранения этнокультурного и языкового разнообразия.
Одним из главных достижений стало внедрение кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков в федеральный сервис «Яндекс Переводчик».
В октябре республика станет площадкой для проведения Всероссийского форума молодых учителей родных языков.
Математика
и естественнонаучные
предметы
В числе задач – повышение качества математического и естественнонаучного образования. В соответствии с принятым комплексным планом на период до 2030 года предусматривается увеличение до 35% доли выбравших единый государственный экзамен по профильной математике и естественнонаучным предметам. Уже есть первые результаты работы в этом направлении – на 20% увеличилась доля участников ЕГЭ по данным предметам.
Отмечено, что за последние два года три участника ЕГЭ набрали наивысшие баллы по двум учебным предметам: математике и физике, биологии и химии, а по физике у нас пять стобалльных результатов.
Научно-технологические
проекты
С нового учебного года стартуют научно-технологические проекты, направленные на развитие инженерно-технических способностей школьников. В гимназии
№ 4 и школе № 27 г. Нальчика, лицее
№ 1 г. п. Тырныауза начинается реализация образовательных программ в рамках проекта «Курчатовские классы». Проектом на первом этапе будут охвачены более ста талантливых учащихся 6-8 классов.
Пять школ Нальчика (№№ 12, 17, 23, 27 и 33) станут участниками совместного с МФТИ проекта «Инженеры будущего». Более тысячи школьников получат доступ к совместным исследовательским проектам и профильным лекциям учёных, смогут усиленно готовиться к олимпиадам.
Агроклассы
С 1 сентября в четырёх школах рес-публики откроются агроклассы для учащихся 7-11 классов. Для работы с ними
32 педагога прошли специальное обучение. Ежемесячная доплата учителям, преподающим математику, физику, химию и биологию в агроклассах, составит 30 тыс. рублей.
Для устранения дефицита
педагогических кадров
Актуальным вопросом в системе образования остаётся кадровый вопрос. Одним из эффективных решений по привлечению молодых учителей в профессию и устранению дефицита педагогических кадров Анзор Езаов назвал запуск проекта сетевых профильных классов психолого-педагогической направленности по математике, информатике, физике, биологии, химии, истории, общество-знанию на базе Республиканской многопрофильной гимназии. Проект охватил 106 школьников из 33 образовательных организаций Баксанского, Зольского, Прохладненского районов и г. Нальчика.
Развитие талантов
В республике выстроена единая система выявления, развития и поддержки одарённых детей. В качестве основного индикатора результативности работы с одарёнными детьми рассматриваются итоги регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников. Анализ результатов ВсОШ демонстрирует их устойчивую положительную динамику: с трёх призёров в 2021 году до 12 победителей и призёров этого года по пяти общеобразовательным предметам. Как следствие, в этом году республика поднялась во всероссийском рейтинге, заняв 19 место по числу победителей и призёров и 11-е – по результативности регионов на заключительном этапе олимпиады, значительно опередив субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
В 2021 году учреждена премия победителям и призёрам ВсОШ, победителям республиканской олимпиады по родным языкам, а также подготовившим их педагогическим работникам. В 2025 году размер премии увеличен в два раза. Кроме того, с этого года премию будут получать победители и призёры перечневых олимпиад первого уровня, которые проводятся крупными вузами.
Увеличен до 100 тыс. рублей размер премии педагогическим работникам, подготовившим победителей респуб-ликанской олимпиады школьников по кабардино-черкесскому и балкарскому языкам и литературам.
Дополнительное образование
Активно развивается система дополнительного образования. Благодаря участию в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка» удалось увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет с 39% в 2019 году до 76% в 2024-м. Создано более 46 тысяч учебных мест и введено свыше 200 ставок педагогов дополнительного образования.
Для дальнейшего развития системы необходимо обновление образовательных программ и методов обучения. С этого года началась реализация второго этапа Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, которая предусматривает интеграцию общего и дополнительного образования.
Равные возможности
для всех детей
В приоритете – создание равных условий для всех детей. В середине сентября откроется госпитальная школа проекта «УчимЗнаем» на базе Республиканского детского клинического центра. С нового учебного года в Республиканской многопрофильной гимназии своих первых учеников готовятся принять два ресурсных класса для детей с особыми образовательными потребностями.
Поддержка педагогов –
приоритет руководства
республики
Центральной фигурой в системе образования был и остаётся учитель. Стало традицией ежегодное повышение заработной платы педагогов с 1 августа. Дополнительные расходы на эти цели до конца года составят более 550 млн рублей. В 2025 году реализован комплекс дополнительных мер социальной поддержки педагогов на сумму свыше 724 млн руб-лей. В дополнение к ним предусмотрены выплаты Премий Главы КБР победителям и призёрам региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства. Победители конкурсов «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Мастер года», «Лучший учитель родного языка и родной литературы» получают премию в размере 200 тыс. рублей, а призёры – по 100 тыс. рублей.
В республике выстроена система методического сопровождения и повышения квалификации педагогов. За прошедший учебный год квалификацию повысили
5,5 тыс. педагогических работников.
На страже будущего
Подытоживая выступление, министр обратился к педагогическому сообществу:
– Учителя – это те, кто стоит на страже будущего. Вы, как и воины, защищаете нашу Родину, воспитывая детей в духе патриотизма и правды. Ученики, в которых вы вложили чувство глубокой, искренней любви к Родине, сегодня защищают нашу страну. Выражаю вам глубокую признательность и благодарность за ваш труд и самоотдачу. Уверен, что совместными усилиями педагогов, руководства школ, министерства мы достигнем поставленных целей в реализации стратегических задач.
Итоговый документ
По итогам августовского совещания принята резолюция, определяющая стратегические направления развития региональной системы образования на 2025/2026 учебный год. Документ закрепляет приоритеты, обозначенные в национальных проектах «Молодёжь и дети» и «Семья», и нацелен на синхронизацию региональной образовательной политики со стратегическими целями России до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Резолюция предусматривает конкретные меры для муниципалитетов, школ и колледжей, направленные на выполнение поставленных задач и достижение ключевых показателей.
Марьяна БЕЛГОРОКОВА.
Фото Артура Елканова