Вчера в Нальчике начал работу традиционный августовский форум работников системы образования Кабардино-Балкарии. Двухдневное мероприятие стартовало на базе Республиканской многопрофильной гимназии Министерства просвещения и науки КБР и объединило руководителей образовательных учреждений, методистов, педагогов и представителей профильных ведомств. Тема форума – «Стратегия развития образования: опыт прошлого, взгляд в будущее» – задала вектор обсуждения актуальных вопросов развития отрасли.
В фокусе первого дня работы оказалось создание единого образовательного пространства Кабардино-Балкарской Республики, раскрывающего новые возможности для качественного образования и воспитания. Пленарная часть открылась выступлениями экспертов, посвящёнными главным вызовам современного образования. Доклад об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 2025/2026 учебном году представила заместитель министра просвещения и науки КБР Екатерина Мисостова, ознакомив присутствующих с ключевыми нововведениями, запланированными к внедрению в школьную практику с 1 сентября. В их числе переход на единое расписание занятий, изменения содержания учебных предметов «История», «Обществознание», «Вероятность и статистика», корректировка терминологического словаря образовательных стандартов. В частности, термин «толерантные отношения» заменяется на «уважительные отношения»; «толерантность» – на «уважение», «дружба между народами», «дружба», «уважение к другим народам», «взаимоуважение»; «домашнее насилие и буллинг» – на «психологическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование»; «гендер», «гендерные особенности» – на «пол».
Что касается единого расписания уроков, то для него было разработано несколько типовых моделей: пять вариантов для учащихся 1-4 классов, шесть – для 5-9 классов и девятнадцать – для старшей школы (10-11 классы). При этом каждая образовательная организация имеет право адаптировать выбранный базовый вариант под свои конкретные условия и потребности.
Были раскрыты актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в разных классах.
Е. Мисостова напомнила, что с 1 апреля 2025 года введено обязательное тестирование на знание русского языка для несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которые планируют поступить на обучение в государственные и муниципальные школы.
2025/2026 учебный год продлится с 1 сентября по 26 мая. Общая продолжительность каникул в течение года должна составлять не менее семи дней. При организации учебного процесса по четвертям рекомендованы следующие периоды отдыха: осенние каникулы – с 25 октября по 2 ноября 2025 года (с учётом праздничных дней 3-4 ноября); зимние – с 31 декабря 2025 года по 11 января 2026 года; весенние – с 28 марта по 5 апреля 2026 года; летние – с 27 мая по 31 августа 2026 года. При этом каждая образовательная организация может выбирать между традиционной системой обучения по четвертям, модульной системой по триместрам или полугодиям. Для первоклассников предусмотрена возможность введения дополнительных каникул.
Речь также шла о переводе общения на образовательной платформе «Сферум» в российский мессенджер «Мах».
Начальник отдела федерального государственного контроля (надзора), лицензирования и государственной аккредитации Минпросвещения КБР Анжелика Лукова посвятила доклад вопросам дебюрократизации процессов на всех уровнях образования. Дебюрократизация системы образования включает в себя уменьшение количества формальных требований, отчётности, которые мешают эффективной работе образовательных учреждений, а также ограничивают доступ к образованию. Первостепенными задачами являются: оптимизация межведомственного взаимодействия, сокращение внутренней отчётности, оптимизация алгоритмов ответов на запросы, развитие информационных систем. Рассмотрен механизм осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в котором заложен принцип минимизации бумажных запросов.
– В системе общего и профессионального образования необходимо снижение документальной нагрузки, и этот процесс должен развиваться на всех уровнях управления системой образования – от федерального до школьного. В настоящее время на федеральном уровне ведётся работа по определению перечня документов, которые обязательно должны формироваться в образовательных организациях. Ревизия и оптимизация перечня документов должна стать первостепенной задачей самого учреждения. Важнейшее значение имеют вопросы снижения документооборота между органами управления системой образования и образовательными организациями, которые должны стать предметом регулирования на региональном и муниципальном уровнях, – уточнила А. Лукова.
Был представлен план мероприятий в образовательной организации, который рекомендуется Рособрнадзором для применения в новом учебном году.
На пленарном заседании особое внимание было уделено следующим вопросам: внедрению инновационных подходов в подготовке будущих педагогов, системе сопровождения и адаптации молодых специалистов, основным направлениям развития школьного исторического образования в КБР, совершенствованию системы выявления и поддержки одарённых детей.
Форум продолжился работой 15 тематических секций, где участники рассмотрели конкретные направления развития образования: технологии будущего в образовании, сопровождение одарённых детей, повышение качества математического и естественнонаучного образования, реализация курса «История нашего края» для 5-х классов, организация системы профессионального роста педагогов, приоритеты в воспитании и др.
В рамках мероприятия состоялось награждение почётными грамотами Министерства просвещения и науки КБР ветеранов боевых действий, участников СВО, вносящих значительный вклад в патриотическое воспитание молодёжи.
Работа форума продолжится 25 августа.
Марьяна БЕЛГОРОКОВА.
Фото Артура Елканова