Какие изменения произошли в сфере ЖКХ в отношении счётчиков потребления электричества и воды?
По словам юрисконсульта Надежды Назаровой Минстрой РФ выпустило письмо с разъяснением, кто и как должен контролировать счётчик на электричество. В письме подчёркивается: счётчики, которые вышли из строя или у которых истёк межповерочный срок, энергетики должны менять бесплатно. С 1 июля 2024 г. за отдельную плату они меняют и устанавливают счётчики во всех иных случаях. Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счётчики, проводя: визуальный осмотр; проверку схемы соединения прибора, наличие и сохранности пломб; сверку показаний
прибора с показаниями в квитанциях.
Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счётчиком что-то неладное. В таком случае энергетики должны прийти в течение 10 дней. Но если специалистам дважды не удалось попасть в дом или квартиру для проверки прибора учёта, будет считаться, что счётчика нет. Тогда следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом – по нормативу с коэффициентом 1,5.
Что касается водосчётчика, то он считается вышедшим из строя, если на нём сломана пломба, видны следы вмешательства в работу
или истёк межповерочный интервал.
По правилам о неполадках со счётчиком нужно сразу предупредить водоканал и передать текущие показания, а исправить проблему необходимо в течение одного месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе.
О планируемом демонтаже счётчика нужно предупредить водоканал не менее чем за два дня. По общему правилу снимать неисправный и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала. Если вы уведомили о демонтаже, но работники не явились – нарушения не будет. Приобретают и меняют водосчётчик за счёт собственника жилья, подчёркивает Назарова. Новый прибор нужно опломбировать в водоканале – это бесплатно.
Счётчики на воду проверяют, определяя точность, – обычно раз в 4-6 лет. Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитывают по нормативу с применением повышающего коэффициента «10». Но после поверки счётчика потребитель может обратиться за перерасчётом и сделать его по разнице показаний.
Предварительно нужно доказать исправность прибора учёта до и после поверки: пломба должна быть целой, а сам прибор – без следов постороннего вмешательства.
Ляна Кеш