С русской душой и японским сердцем

В Национальном музее КБР состоялось открытие выставки «Мир в капле туши» художника Николая Коляды.
Экспозицию составили около семидесяти оригинальных работ в технике японской живописи тушью суми-э и китайской традиционной живописи гохуа. Это третья по счёту персональная выставка автора, но в Нальчике, где Николай родился и вырос, это его первая экспозиция. Мир древнего японского изобразительного искусства покоряет воображение и впечатляет экзотикой. Зритель знакомится с новым для его понимания подходом к изображению, оформлению работ и выставочного зала и, в целом, с редким для нашего региона искусством каллиграфии. Работы написаны на рисовой бумаге, которую производят японские и китайские ремесленные предприятия. Под каждый из множества стилей изображения готовится специальная бумага, и во взаимодействии с минералами и тушью появляется определённый эффект изображаемого. Работы, представленные в экспозиции, выполнены в техниках каллиграфии, жанров «цветы и птицы», «горы и воды», «деревья и травы», а также в собственной линии творчества, в рамках которой автор изобразил серию этнических персонажей, философов, воинов, императоров и придворных.
Сотрудники музея и поклонники изобразительного искусства пришли к единодушному мнению, что данная выставка – явление необычное, отличается оригинальностью, свежестью подхода и профессиональным исполнением сложных техник древней культуры. Стоит отметить, что европейцы познакомились с японским искусством во второй половине XIX века и оно произвело фурор, в моду тут же вошло всё японское: кимоно, ширмы, фарфор, гравюры. «Японизм» повлиял на импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров ар-нуво. Для большинства японское искусство долгое время оставалось загадкой. Отдельная история, интересующая абсолютно каждого посетителя, это оформление работ. Живопись на свитках шёлка или бумаги не имеет рамы и чёткой границы между изображением и окружающим пространством. На вертикальных свитках Николая присутствуют полосы пустоты или тумана, как бы расслаивающие изображение. Они помогают неторопливо рассматривать планы, уходящие в перспективу, погружаться в глубину пейзажа. Все работы располагаются внутри шёлковых свитков, растянутых на резных деревянных палочках, и создают особую аутентичную атмосферу зала. В Национальном музее КБР эта экспозиция выглядит очень органично и побуждает поднять исторический пласт отдельно взятой культуры.
В витринах расположились благодарственные письма за проведение выставок в различных регионах, журналы и альбомы выставок, прошедших в Японии, а также небольшие узкие свитки, удивляющие сочетанием оформления и самим рисунком.
– Когда-то я занимался айкидо и однажды попал на московскую выставку, посвящённую искусству войны самураев, – рассказал автор. – Там проводили различные мастер-классы, в том числе по живописи. Именно тогда я загорелся идеей рисования. Специализированного художественного образования не имею, хотя рисовать любил с детства, в семье есть профессиональные художники, к тому же папа был геодезистом, рисовал карты, мама много оформляла театральные сцены в детском саду, где работала. То есть рисовали мы все с удовольствием и для души. С точки зрения западной традиции, всё, что здесь представлено – графика, но с точки зрения востока – это живопись. Внутри древней японской традиции сформировалась письменность, каллиграфия, книгопечатание, появились минеральные краски, бумага и специальные кисти. Каллиграфия как отдельный вид изобразительного искусства самодостаточна, но иногда в композицию включается реалистическое изображение предметов, фигур людей, животных, насекомых, пейзажа. Специфика работы, в том числе с текстами, подталкивает меня к необходимости изучать язык, к чему я уже готов приступить.
– Сегодняшнюю выставку я бы назвал телепортацией в иную культуру, иную эпоху, – отметил генеральный директор Национального музея Феликс Наков. – С Николаем мы познакомились на занятиях боевыми искусствами, а затем я узнал его как интересного художника. Хочу отметить, что на востоке не делают чёткого разграничения между владением мечом и кистью, эти занятия не являются взаимоисключающими, и то, и другое – искусство. Многое из изображённого художником мне внутренне знакомо и близко. В Национальном музее было много различных выставок, в том числе связанных с культурой востока. Эта выставка является продолжением серии восточных экспозиций на очень высоком, интеллектуальном и философском уровне.
Председатель федерации айкидо Северного Кавказа Юрий Сергеев рассказал о понятиях, связанных с техникой удара, о том, что мастер боевого искусства не должен, нанося удар, чрезмерно тратить силы: это должна быть точность, филигранность и чёткая мера приложения усилий.  Тут прослеживается связь удара и касания кисти, которые точны, как скальпель хирурга. На востоке говорят: «Плох тот мастер, которого не превзошёл его ученик». Я горд тем, что Николаю удалось превзойти меня.
Друзья и соратники по боевому искусству подчеркнули, что оно подобно творчеству и распространяется на все стороны жизни как мировоззренческая основа. Постепенно происходят изменения в сознании, и люди, занимающиеся боевыми искусствами, внезапно открывают в себе желание творить, начинают обострённо чувствовать и выражать себя в поэзии и прозе, живописи и графике, а также во многом другом в связи с пробуждением неограниченных творческих возможностей. Этот же факт подчеркнула заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея изобразительных искусств им. А. Ткаченко Нина Леонтьева, отметившая, что в каждой работе, в каком бы жанре она не была создана, мы видим душу автора, слившуюся с душой Японии.
На презентации гостям продемонстрировали запись выступления директора культурного центра «Японский дом» в Москве Иори Эндо, сделанную специально для открытия выставки. Он назвал Николая Коляду человеком с русской душой, но японским сердцем, так как художник сумел отразить японский дух в своих произведениях, выразил таким образом любовь к восточной культуре и тонкое понимание культурологических процессов. Иори Эндо сказал, что очень гордится успехами художника, неоднократно принимавшего участие в международных выставках туши в Японии, где его работы были отмечены высокими наградами. Он выразил уверенность в том, что персональная выставка Николая вызовет восхищение у каждого посетителя и откроет для каждого красоту японской живописи и каллиграфии.
Марина БИДЕНКО.

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

17.07.2024 - 15:15

Выпускники «Школы мэров» разработали проекты по улучшению качества жизни в муниципалитетах

В Москве подвели итоги обучения первого выпуска «Школы мэров».

17.07.2024 - 15:14

После сигнала ЦУР в г. Майский восстановили бесперебойную подачу воды по улице Маяковского

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей г. Майский о перебоях в водоснабжении по улице Маяковского. 

17.07.2024 - 10:12

Экстренное предупреждение! Чрезвычайная пожароопасность

До конца суток 17 июля и в течении суток 18 июля 2024 года местами в северо-восточной части КБР местами ожидается чрезвычайная пожароопасность 5 класса, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по КБР.

17.07.2024 - 10:09

В Нартане устранили перебои в водоснабжении

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей Нартана о перебоях в подаче воды.

17.07.2024 - 09:05

В Нальчике отремонтировали дороги, ведущие к дачным массивам

В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» специалистами завершены работы по ремонту двух автодорог, ведущих к дачным участкам «Ветеран» (протяженностью порядка 2 км) и «Дубки-