Чтобы родные языки не исчезли

Проблемы преподавания родных языков и литератур были всегда актуальны, являются таковыми сейчас и будут актуальны впоследствии, считает Кетенчиев Мусса Бахаутдинович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой карачаево-балкарской филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, заслуженный деятель науки КБР. Специалист поделился с читателями «КБП» своими мыслями о перспективах данного направления в сфере образования.

Учебники включены 
в федеральный реестр
Министерство просвещения и науки КБР держит руку на пульсе и проводит большую работу в данном направлении. Хотя бы взять тот факт, что при министерстве существует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников республики, которым руководит профессор Артур Гусманович Кажаров. Сотрудниками организации проделана значительная работа с привлечением профессорско-преподавательского состава КБГУ и научных сотрудников Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН. Для школ созданы комплекты, куда входят учебники, рабочие тетради к ним, пособия для учителей, а также включающие множество дидактических материалов. Они прошли соответствующую экспертизу и включены в федеральный реестр учебников. 
При центре функционируют профильные лаборатории, благодаря усилиям их сотрудников учителя имеют возможность регулярно повышать свою квалификацию, мастерство. С этой целью привлекаются как теоретики, так и практики в области педагогики, психологии, методики преподавания родных языков и литератур. Открыт журнал, на страницах которого теоретики и практики в области родных филологий могут делиться опытом своей работы.

О снижении 
«бумажной» нагрузки
На протяжении нескольких лет количество времени, которое отводится на изучение родных языков и литератур, существенно сократилось. На сегодняшний день в различных школах – два или три часа в неделю. Этого, конечно, недостаточно, чтобы школьники на должном уровне усвоили родной язык. За короткое время учителя должны приложить гораздо больше усилий, чтобы ученик понял, принял и изучил многое.  Задача облегчится при снижении бюрократической нагрузки, которая выпадает на долю учителей родных языков и в целом всех педагогов.
Федеральным центром определённые шаги в этом отношении предпринимаются. Так, 14 июля 2022 года Президент России подписал закон, снижающий бюрократическую нагрузку учителей, согласно чему  Минпросвещения России устанавливает перечень документов, подготовкой которых будут заниматься учителя при реализации основных общеобразовательных программ. При этом профильные региональные органы власти по согласованию с Министерством просвещения могут утвердить дополнительный перечень необходимых документов. Также введён прямой запрет возлагать на педагогов обязанности по подготовке документов, которые не входят в утверждённые перечни.
Очень надеемся, что со временем вопрос о снижении «бумажной» нагрузки на учителей будет доведён до логического завершения.

О статусе учителя
 и специальном портале
 Для обеспечения успешного процесса обучения родным языкам необходим специализированный образовательный портал со свободным доступом, который вберёт в себя много интернет-ресурсов, все наработки опытных учителей. Такая работа, по моим сведениям, уже начата, и она должна продолжаться. 
Важной представляется забота о статусе учителя родного языка и литературы. Он должен подкрепляться в первую очередь материально, и тогда отдача будет более весомой. 
На сегодняшний день мы подошли к такой черте, что родными языками должны заниматься практически все. Мы же говорим, что в каждой семье должен быть домашний доктор. Я бы хотел видеть в каждой семье домашнего учителя родного языка. Это очень важно, потому что благодаря этому усиливается мотивация. То есть ребёнок, который с раннего детства слышит родной язык, начиная с колыбельной песни и сказки на ночь, впоследствии легко осваивает тексты народного эпоса и классических художественных произведений. Такая образовательная цепочка должна быть неразрывной. А на сегодняшний день ребёнок лишь урывками слышит родную речь даже в своей семье, что негативно влияет на его компетенции по родному языку и на когнитивные способности.
Родной язык должен пропагандироваться с ещё большими усилиями – не только учителями, но и СМИ, на интернет-площадках, в соцсетях, то есть там, где в основном «присутствует» молодёжь. Нужны тематические авторские передачи, в которых выражалась бы благодарность нашим подвижникам в области преподавания родных языков и литератур. С другой стороны, чтобы наши ведущие учителя делились друг с другом опытом в СМИ и на интернет-ресурсах. Должен осуществляться комплексный подход, чтобы ребёнок ощущал, что он без родного языка является ущемлённым в культурном плане.

Мечта о внутреннем экзамене
по литературе
Мы сегодня имеем хороших абитуриентов, которые поступают на направления подготовки, связанные с родными языками. Но хочется, чтобы их было ещё больше, и уровень подготовки их был выше. Сложилось так, что абитуриенты, не сдавшие ЕГЭ по литературе, но имеющие по данному предмету неплохую подготовку для того, чтобы обучаться на педагога – учителя родного языка, остаются вне специальности. Было бы оправдано, если бы абитуриенты, которые поступают на национальную филологию, сдавали русскую литературу как внутренний экзамен в стенах вуза. Тогда мы имели бы больше возможностей отобрать наиболее подготовленных выпускников школ.
Отбору лучших абитуриентов способствуют различные республиканские олимпиады по родному языку и литературе, в том числе Северо-Кавказская олимпиада школьников, которую проводит наш университет. Федеральная олимпиада по родным языкам и литературе народов России в 2023/2024 учебном году проводится по 40 профилям. Она включена в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки РФ. Мы очень надеемся, что по её результатам сможем получить в качестве абитуриентов достаточно мотивированных молодых людей.
Хочется верить, что меры, предпринимаемые на государственном уровне, усилия жителей нашей республики позволят сохранить языки автохтонных народов региона, а карачаево-балкарский и кабардино-черкесский языки не получат статус «умирающих», т. е. не будут включены ЮНЕСКО в списки языков, находящихся под угрозой исчезновения.
Ирина БОГАЧЁВА

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.04.2024 - 09:14

Юным участникам регионального отделения «Движение первых» вручили паспорта

В Нальчикском театре юного зрителя в рамках всероссийского проекта «Мы – граждане России!» представители регионального отделения российского движения детей и молодёжи «Движение первых» КБР организо

24.04.2024 - 09:12

Книгам – вторую жизнь

Очередную акцию книгодарения участницы Нальчикской организации КБРО ООД «ВЖС «Надежда России» посвятили праздничной дате – Дню ветеранов органов внутренних дел России.

24.04.2024 - 09:11

Граждане Кабардино-Балкарии могут сдать незаконно хранящееся оружие за денежное вознаграждение

В целях предупреждения незаконного оборота оружия, боеприпасов и других предметов вооружения, Управления Росгвардии по КБР напоминает гражданам о том, что в соответствии с постановлением Правительс

23.04.2024 - 21:03

Акция «Бессмертный полк» в 2024 году пройдет в новом формате

Традиционное памятное шествие Бессмертного полка в 2024 году в целях безопасности жизни и здоровья граждан на всей территории РФ проводиться не будет.

23.04.2024 - 21:02

На реках Кабардино-Балкарии пройдет масштабный субботник

В рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» Минприроды России проводится всероссийская акция «Вода России» по очистке берегов малых рек и