Проекты, важные не только для образования, но и для воспитания молодёжи, реализует кафедра иностранных языков социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова. В ноябре пять студентов вышли в финал конкурса «Моя Родина: большая и малая» в рамках одноимённого проекта, поддержанного грантом Федерального агентства по делам молодёжи и реализуемого этим подразделением вуза совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Моя Родина: большая и малая
Проект «Моя Родина: большая и малая» создан для научного и многоаспектного изучения этнокультурных проблем в России. Его цель – привлечь внимание молодёжи к комплексному изучению и сохранению культурного наследия народов нашей страны.
В номинации «Это наша страна» из 67 студенческих проектов финальный отбор прошли десять самых лучших с точки зрения практического воплощения. В их числе нацеленные на развитие у детей и подростков интереса к изучению сказаний о происхождении и приключениях героев-богатырей нартов работы магистрантов института менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства КБГУ: Астемир Ширитов – «Настольная игра по мотивам нартского эпоса», Ислам Лигидов – «Легенды Кавказа» (графический роман, основанный на сказаниях и легендах нартского эпоса).
Создание обучающего онлайн-курса, вводящего в базу финансового самоконтроля, и видеоуроков по финансовой грамотности планирует студент института права, экономики и финансов Даниял Кушхов – автор проекта «Финансовая культура против бедности».
Тема работы Адисы Сруковой из медицинской академии КБГУ – «Мультфильмы как средство формирования здоровой личности». Видеоматериалы будут создаваться для привлечения внимания подрастающего поколения к родному языку, традициям народов родного края.
Студентка института права, экономики и финансов Фариза Бачиева вышла в финал со спортивно-патриотическим проектом «Национальные игры Северного Кавказа».
1 декабря в Москве, на площадке Финансового университета при Правительстве РФ, пройдёт большой этнокультурный фестиваль, где будут награждены победители конкурсов проекта «Моя Родина: большая и малая».
Учитель искусственного интеллекта и другие
Гуманитарное образование не должно быть профессионально изолированным, оно должно опираться на междисциплинарность, т.к. сфера применения гуманитарного знания достаточно широка. XXI век должен стать веком оптимального соответствия гуманитарного, технического и естественнонаучного развития общества. К такому выводу пришли участники состоявшейся в КБГУ им. Х. М. Бербекова II всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Парадигма современной гуманитарной науки и образования: традиции и перспективы».
Вопросы совершенствования гуманитарного образования, в частности, введения принципа гуманизации во все области знания с целью заложить основы широкого инновационного мышления, обсудили учёные и преподаватели из нашей республики, из Москвы, Иванова и других городов, Дагестана, Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Южной Осетии.
Организатор конференции и мероприятий в рамках проекта Росмолодёжи, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков КБГУ Рита Кенетова высказала мнение о перспективах данных: «Отрадно, что студенты активно участвуют в таких проектах, как «Моя Родина: большая и малая», проявляют патриотизм, любовь к родному краю в реализации собственных инициатив, направленных на воспитание у сверстников ответственности за распространение знаний о культуре своего народа, о возможностях, которые предоставлены молодёжи в современных условиях. Важно, чтобы последующие поколения, как и мы, гордились историей, культурой, природными красотами нашей малой и большой Родины.
Конференция «Парадигма современной гуманитарной науки и образования: традиции и перспективы», которую мы намерены проводить ежегодно, станет площадкой для междисциплинарного сотрудничества в сфере гуманитарных наук, обмена научно-практическим опытом между представителями образовательных организаций и научно-исследовательских институтов, обсуждения актуальных проблем в области филологии, лингвокультурологии, педагогики, методики преподавания иностранного/родного/русского языков, психологии и кавказоведения».
В ходе круглого стола и.о. проректора по научно-исследовательской работе КБГУ, профессор Светлана Хаширова подчеркнула: «В настоящее время в условиях сложной геополитической ситуации в мире, социальной трансформации, глобализации развитие нашей страны невозможно без продвижения гуманитарного образования. Особое внимание должно быть уделено усилению воздействия гуманитарного образования на социокультурные процессы, которые происходят в нашем мире, на экономику, на активизацию инновационной деятельности, потому что именно гуманитарное образование определяет экономическую развитость государства.
Одной из наших главных задач в современных условиях является задача сберечь достижения гуманитарного образования, не допустить снижения его качества и по-новому его развивать. Сейчас гуманитарное образование проникает во все науки. Возникла новая профессия: учитель искусственного интеллекта. То есть люди, получившие гуманитарное образование, сейчас особенно востребованы как обучающие искусственный интеллект. Будущее гуманитарных наук я вижу именно в развитии гуманитарных технологий, внедрении новых методик изучения гуманитарных наук».
Ирина БОГАЧЁВА