Под эгидой Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН прошла всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-культурные основы литератур народов Северного Кавказа», посвящённая 160-летию основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева.
Её участниками стали учёные не только Северо-Кавказского региона, но и других научных центров, научно-исследовательских институтов и ряда высших учебных заведений Российской Федерации. Творчество выдающегося балкарского поэта, основоположника национальной литературы Кязима Мечиева, со дня рождения которого в октябре исполняется 160 лет, всегда оставалось на острие внимания не только балкарских и кабардинских историков и литературоведов. Его имя, введённое в список классиков российской литературы, представлено достойным последователем и учеником, народным поэтом КБР Кайсыном Кулиевым. Имя Кязима Мечиева сегодня обрело равное его великому таланту место в кабардино-балкарской культуре, мобилизуя в национальную литературу новые имена, продолжающие умножать ряды исследователей, для которых Кязим Мечиев и его наследие остаются захватывающей вершиной эстетического и духовного познания.
Наметилась тенденция после Кайсына Кулиева, Алима Теппеева, Абдуллаха Бегиева, Раисы Кучмезовой, Марии и Виктора Котляровых к росту рядов новых учёных, посвятивших и посвящающих свои труды Кязиму Мечиеву. Ибо творчество поэта неисчерпаемо, как и любое классическое наследие, к которому, как к живому духовно-эстетическому источнику, будут обращаться новые поколения исследователей.
Открывая пленарное заседание, директор института, доктор исторических наук Касболат Дзамихов остановился на роли Кязима в судьбе не только национальной словесности, но и народа. Его жизнь сродни преодолению терний на пути к величию, к роли пророка, провозвестника, врачевателя словом ран балкарского этноса. Кязим Мечиев – в эволюции магический кристалл, позволивший ему дать нужное направление национальной поэзии в целом.
Внучка Кязима Мечиева Люба Мечиева, обращаясь к участникам конференции, отметила, сколь ответственно относятся к имени знаменитого предка представители рода, живя с ощущением духовного и морального долга, храня в себе божественную искру его таланта и доброты. Она поблагодарила руководство Института гуманитарных исследований и КБНЦ РАН за обращение к творчеству Кязима в год 160-летия поэта.
– От имени коллектива КБНЦ РАН приветствую участников конференции, посвящённой 160-летию со дня рождения Кязима Мечиева, выдающегося поэта и мыслителя, – сказал заместитель председателя КБНЦ РАН по научной работе, доктор филологических наук, профессор Махти Улаков. – Я с удовольствием и гордостью участвую в этой конференции, потому что Кязим Мечиев – не только один из наших любимых поэтов, он – целая эпоха. Его творчество и судьба олицетворяют собой очень многое – это и история, и личность в истории, и великое художественное наследие, и поучительный тернистый, уникальный жизненный путь. Кайсын Кулиев называл его гением, и время только подтверждает эту оценку. Будучи одним из рецензентов двухтомника, выпущенного под грифом нашего института в 1969 году (составитель Алим Теппеев), я оказал посильное содействие для включения в этот сборник некоторых религиозных стихов К. Мечиева, которые тогда были под запретом. Мало найдётся людей, не слышавших о Кязиме Мечиеве, но он до сих пор остаётся самым неразгаданным и слабоизученным в научном плане балкарским поэтом. Дело в том, что в своё время по идеологическим соображениям многие его стихи были отредактированы, а значительная часть вообще не публиковалась. Это искажало его слово, принижало его суть. Об этом по-своему он сказал в стихотворении «Кто написал за меня эти строки?» Его поэт отказался признать своим творением, ибо первый сборник стихов, изданный в 1939 году, состоял из идеологических клише и славословий.
Со временем произведения поэта были восстановлены благодаря уцелевшим рукописям и людям, которые сохранили в памяти драгоценные строки авторских оригиналов.
Обращаясь к присутствующим, председатель правления Союза писателей КБР поэт Муталип Беппаев подчеркнул:
– Страшно предположить, подумать на секунду, что могло бы стать с нашей словесностью без великого Кязима. Он самое яркое и самобытное светило на литературном небосклоне карачаево-балкарской литературы. За его плечами не было ни лицея, ни литературных институтов, ни диплома о высшем образовании. Он кажется нам неким сказочным героем, который возник из цельной безенгиевской скалы, чтобы на веки вечные запечатлеть страдания и невзгоды родного народа, воспетого его талантом.
Вся жизнь Кязима Мечиева – преодоление трудностей и поиск лучшей доли для своего многострадального народа. Пройдя сквозь невероятные лишения, он несколько раз побывал в Мекке и Медине, в Стамбуле и Багдаде, в Дамаске и Каире, поднимался, как библейский Моисей, на гору Тур на Синае. И там, на вершине этой священной горы, в течение нескольких дней молил, просил Всевышнего о лучшей доле для своего гордого, но малочисленного народа.
Во время депортации все его мысли и чаяния были направлены на то, чтобы успокоить, помочь сородичам пережить эти страшные невзгоды. И в это же время им написаны стихи-молитвы, стихи-обереги, которые помогли выстоять, выдержать, выдюжить лишения, пережить этот руко-
творный ад и вернуться на родину. «Геммы – отпечатки,/ Дум твоих печатки,/ Я воздам,/ Я раздам,/ Бороздам,/ Чтоб в земле бродили,/ Вечность бороздили./ Звёзды б вновь плодили –/ Геммы – отпечатки,/ Дум твоих печатки...»
С большой статьёй «Основные принципы реконструкции творческой биографии классика карачаево-балкарской литературы Кязима Мечиева» выступила доктор филологических наук Тамара Биттирова. Она привела архивные данные, касающиеся основных вех жизненного пути поэта, где-то подтверждающие, а то и опровергающие уже апробированные или устоявшиеся даты. Как заметила Тамара Шамшудиновна, она опиралась исключительно на документы. Установление точных фактов биографии позволяет соотнести этапы жизни с творческим поиском и очертить круг общения конкретного периода жизни.
Изучение творческого наследия Кязима Мечиева должно продолжаться, ибо масштаб его личности настолько велик, что ставит перед литературоведческой наукой новые задачи и расширяет горизонты научного поиска.
Доктор филологических наук Адам Гутов поднял тему «Слово устное и письменное», в которой на примере творчества Бекмурзы Пачева и Кязима Мечиева проследил историю восхождения устно-поэтического творчества к художественному литературному оформлению. При этом учёный заметил, что жизни, судьбы и творчество обоих классиков нуждаются в «проявке» белых пятен, что потребует от исследователей более глубокого и ответственного подхода к изучению их наследия.
О работе фонда культуры им. Кязима Мечиева рассказала его директор Лариса Аппаева, перечислив мероприятия, посвящённые поэту. Это кязимовские чтения, прошедшие в Шики, доме-музее Кязима Мечиева, «круглые столы», конкурсы. Она подчеркнула, что фонд имени выдающегося поэта, пророка и мудреца К. Мечиева призван популяризировать и пропагандировать слово основоположника балкаро-карачаевской литературы. Это нужно национальной культуре и новым поколениям.
В рамках конференции с докладом «Ингушетия и ингуши в публицистике Басията Шаханова» выступила гость конференции из Магаса, кандидат филологических наук Марем Ялхароева.
На двух секциях: «Актуальные проблемы литературоведения, фольклористики и культурологии» и «Перспективы изучения национальных языков» было прочитано более тридцати статей с охватом широкой географии, где наравне с маститыми учёными выступили аспиранты и студенты. Столь же широким оказался и тематический состав представленных работ, свидетельствующий об определённой поступательности научного поиска, о чём было сказано в заключительной части форума.