Жизнь известных людей часто вдохновляет кинорежиссёров, и писатели не исключение. Ключевым фигурам отечественной литературы посвящено немало фильмов – как российских, так и зарубежных. Конечно, порой кино переиначивает факты, но погрузиться в атмосферу литературной жизни всё равно приятно.
«Лермонтов» (1943)
Судьба у киноленты Альберта Гендельштейна по сценарию Константина Паустовского получилась сложная. В самом начале производству помешала Великая Отечественная война – доснимали картину уже в эвакуации.
После этого фильм не прошёл цензуру, и его положили на полку, а режиссёр больше никогда не снимал игровое кино. Сегодняшнего зрителя такое решение удивит – фильм хрестоматийный: он рассказывает об отрезке жизни Лермонтова, начиная с 1837 года до его гибели, не углубляясь при этом в психологию главного героя. Однако картина не перестаёт быть от этого интересной – возможно, благодаря исполнителю главной роли Алексею Консовскому, который не только очень похож на того Лермонтова, которого мы знаем по портретам, но и невероятно органичен в этой роли.
«История одного назначения» (2018)
Фильм Авдотьи Смирновой основан на реальных исторических событиях, но биографической картиной его назвать нельзя. Однако Лев Николаевич Толстой в исполнении Евгения Харитонова в фильме является одним из основных персонажей. История вращается вокруг столичного поручика Григория Колокольцева – он отправляется на службу в полк, расквартированный в Тульской губернии, где становится свидетелем военного преступления. Солдата, который ударил офицера, собираются судить и расстрелять. Колокольцев обращается за помощью к хорошему знакомому – графу Толстому, который решает защищать солдата.
«Демоны Санкт-Петербурга» (2008)
Биографический фильм с нотками триллера от итальянского режиссёра Джулиано Монтальдо рассказывает о событиях 1860 года, когда Фёдор Достоевский оказался втянутым в поиски заговорщиков. Интересно, что идея создания фильма принадлежит Андрею Кончаловскому, который также участвовал в разработке сценария. Музыку для картины написал Энио Морриконе. Картина не только опирается на факты, в ней множество отсылок к произведениям Достоевского – преданные поклонники писателя сразу же их заметят. Не менее интересен визуальный ряд – Петербург в фильме Монтальдо предстаёт мрачным, устрашающим, но вместе с тем притягательным городом.
«Довлатов» (2018)
Картина Алексея Германа-младшего погружает нас в советские семидесятые годы. На экране мы видим всего несколько дней из жизни Сергея Довлатова, но при этом режиссёр мастерски передаёт атмосферу эпохи. Интересно, что реквизит картины собирали по всей России и даже за рубежом – для постановщиков было важно поместить в кадр аутентичные вещи с историей. Критики, конечно, отмечают несоответствие реального Довлатова и его киновоплощения, но в этом фильме следование фактам отходит на второй план. А на первом – ощущения и эмоции, что-то невидимое, но почти осязаемое.
«Антон Чехов» (2015)
Французский режиссёр Рене Фере показывает нам Чехова, который делает свои первые шаги на литературном поприще. Повествование начинается легко и даже иронично – с попытки мэтров литературы узнать, кто же пишет под псевдонимом «Антоша Чехонте». Но, постепенно разгоняясь, сюжет доходит и до драматичных поворотов – увлечённый зритель сопереживает Чехову, напряжённо следя за тем, как развивается его судьба. Многогранная и увлекательная работа будет интересна не только поклонникам писателя, но и просто любителям хорошего кино.
«Дневник его жены» (2000)
Алексей Учитель рассказывает нам историю жизни Ивана Бунина на вилле в Грассе, однако центральным персонажем становится жена писателя Вера. Размеренный поначалу быт и спокойная, тягучая атмосфера довольно быстро сменяются напряжением, которое возникает внутри любовного многоугольника. Имена большинства героев изменены, однако по-прежнему узнаваемы. Самое интересное – отправной точкой для создания фильма послужило случайно замеченное сходство Андрея Смирнова (он сыграл Бунина) с писателем.
Оксана СОКОЛОВА