Аслан Лиев – известный композитор и талантливый аранжировщик. В своё время его «Этнический проект» произвёл эффект разорвавшейся бомбы, и многие песни из этого альбома стали настоящими хитами. Сегодня у нашего гостя собственная студия, на которой записывают песни как популярные артисты, так и молодые исполнители.
– Сейчас я по большей части ушёл в студийную работу – пишу музыку, тексты, делаю аранжировки для наших музыкантов. Честно говоря, работы хватает, – улыбается Аслан. – Мне давно хочется, чтобы традиционные адыгские инструменты зазвучали по-новому. Этнические мотивы всегда интересны. У армян, например, есть музыкальный инструмент дудук. В саундтреке фильма «Гладиатор» на нём играл Джаван Гаспарян. Дудук существовал сотни лет, но благодаря этому музыканту он теперь популярен во всём мире. Думаю, не будет преувеличением сказать: наши инструменты не менее выразительны и могут смело претендовать на роль брендов.
– Вы помните своё первое выступление?
– Это было в 1999 году на одном из республиканских конкурсов. Впрочем, к музыке меня тянуло с самого детства. Сначала, как это обычно бывает, играл на гитаре во дворе, пытался подбирать на слух какие-то мелодии. Постепенно увлёкся, и когда встал вопрос о выборе профессии – выбрал музыку. Я не рвусь в первые ряды, но из той ниши, которую занимаю, вытеснить себя никому не позволю. Возможно, такая позиция покажется кому-то слишком жёсткой, но по-другому в современном мире просто не выжить.
– Сейчас на местной эстраде наряду с профессионалами немало дилетантов. Что вы думаете по этому поводу?
– Каждое поколение выбирает своих исполнителей, но отказываться от того, что наработано за много лет, – глупо. Если говорить об адыгской эстраде, к сожалению, далеко не все понимают, что такое звук, ошибочно трактуют этнические мотивы в музыке. В результате получается «невкусно». У нас есть замечательные композиторы – Джабраил Хаупа, Заур Жириков, Хасан Карданов. Вот с кого следует брать пример. Кабардинская песня может звучать в современной обработке. Я это не только допускаю, но и приветствую, однако при этом она должна оставаться кабардинской песней. Если берёшься интерпретировать классику – делай это на достойном уровне. Как в пословице – вытащил кинжал – бей, а если не можешь, держи оружие в ножнах. Чтобы создать что-то стоящее, необходимо иметь какой-то внутренний багаж, слушать этническую музыку разных стран и народов. Национальная культура требует трепетного отношения. Возьмём, к примеру, восточную музыку. На смену Таркану пришёл Араш, его сменит кто-то другой, но эти ритмы всегда будут в моде. Почему? Ответ прост: они к своей культуре относятся крайне бережно и, делая аранжировки, сохраняют основу. В результате старая песня получает вторую жизнь. Прекрасно, что в нашей республике есть люди, которых привлекает старинная адыгская песня. Но всё же есть определённые каноны, которые нарушать нельзя. Наряду с этим нужно воспитывать элементарный вкус. Я не призываю к возрождению худсоветов, каждый имеет право на свободное творчество, но сейчас явный перекос в другую сторону. Можно взять любого человека, даже лишённого голоса и слуха, записать фонограмму, проплатить эфирное время, и в течение двух месяцев люди поверят, что перед ними «звезда».
– Мне приходилось сталкиваться с такими примерами. Люди, действительно сделавшие что-то важное для культуры, ведут себя скромно. А те, кто не успел сделать ничего, считают себя «звёздами».
– Это уже вопрос личной скромности. Если человек считает себя звездой, о каком творчестве может идти речь? Это даже обсуждать неинтересно.
– О возрождении традиционной культуры сегодня много говорят. Как вы считаете, эти процессы действительно имеют место?
– Когда я записал «Этнический проект», на диске был изображён наш флаг –
12 звёзд и три стрелы. Меня тогда часто спрашивали: почему ты использовал бренд известной московской фирмы? Многие понятия не имели, что это адыгский флаг. С тех пор многое изменилось, но сегодня другая крайность – адыгом быть модно, и лично меня это не радует. Человек должен внутренне чувствовать принадлежность к той или иной нации.
– Как вы думаете, не ждёт ли нас, вместе с другими малыми народами, унификация. Не станем ли мы со временем «иванами, не помнящими родства»?
– В нашем народе есть люди, имеющие вес на российской политической сцене, которые делают всё от них зависящее, чтобы этого не произошло. В то же время есть риск, что когда-нибудь мы можем раствориться в интернациональной псевдокультуре. Всё, что можно сделать в этой ситуации, это бережно относиться к своим корням и научить этому детей. У нас есть чемпионы олимпийских игр, учёные с мировым именем, великие актёры, композиторы, музыканты. Если молодые люди будут равняться на них, а бизнес-элита в свою очередь поддержит одарённую молодёжь, у нас есть шанс сохранить свою культуру. В этом нет ничего фантастического. Молодёжь интересуется своим прош-
лым, и задача старших – направить их в нужное русло. Не подогревать нацио-
нализм, а воспитывать национальное самосознание. В качестве примера можно привести колледж дизайна, где студенты пишут картины с этническими мотивами, вырезают национальные орнаменты, моделируют одежду с элементами архаики.
– Какую музыку вы слушаете в свободное время?
– Самую разную. Сейчас благодаря интернету можно найти музыку на любой вкус. Не так давно был приятно удивлён, узнав, что в бывших республиках СССР есть очень интересные исполнители – это касается качества звука, аранжировок и самих песен. На мировой сцене немало талантливых музыкантов, работающих в этническом стиле. Скажем, приезжают они в какое-нибудь африканское племя. Живут там, записывая местный фольклор, а по возвращении создают на его основе настоящие шедевры.
– Есть исполнитель, творчество которого вам близко без всяких оговорок?
– Пожалуй, это Майкл Джексон. Мне нравится всё, что он делал. Этот человек не просто пел. Он был своего рода законодателем в мире музыки.
– Термин «гениальность» к нему применим?
– Безусловно.
– Предлагаю переместиться в сферу быта. Есть ли у вас увлечения, помимо работы?
– Это в первую очередь общение с друзьями. Они всегда относились ко мне с пониманием и были рядом в любых, даже самых сложных ситуациях.
Беседовал Борис Борисов.