95 лет назад, в мае 1927 года, в Кабардино-Балкарии была введена в строй радиовещательная станция «Малый Коминтерн». Это историческое событие в жизни трудящихся было отмечено как «большой шаг для продвижения культуры в аулы, станицы, селения». О том, чем сегодня живёт радио нашей республики, мы беседуем с руководителем службы радиовещания «КБР-Медиа» Марианной Теуважуковой.
– Познакомьте нас, пожалуйста, с основными вехами истории рес-публиканского радио.
– Первая радиовещательная установка начала действовать в Нальчике ещё в 1923–1924 годах. Она принимала некоторые программы из Москвы. А «Малый Коминтерн» было решено строить в конце 1926 года. Радиосовет, созданный при обкоме партии, разработал программы, которые 19 мая 1927 года были напечатаны в областной газете, а вечером переданы в эфир. Этот день и является началом регулярной работы радио Кабардино-Балкарии. Первая местная музыкальная передача вышла в эфир 3 июня 1927 года: знаменитый зурнист Танахум Ашуров исполнил народные мелодии.
Радиостанция была пятьдесят первой в стране. С этого и началась массовая радиофикация Кабардино-Балкарии. Архивные документы свидетельствуют, что с конца
1935 года только в селениях Кахун, Жемтала и Зарагиж начали действовать радиоузлы на три тысячи радиоточек. К этому времени общее число радиоточек в респуб-лике достигло 29 тысяч.
26 октября 1942 года вражеская бомба разрушила здание радио. Уцелевшее оборудование эвакуировали в Тбилиси, откуда вещание на оккупированную территорию обеспечивали Хачим Теунов и Жанакаит Залиханов. 3 января
1943 года Нальчик был освобождён, и через три дня из громкоговорителя на углу улиц Почтовой (ныне Ногмова) и Кабардинской вновь прозвучало: «Говорит Москва», а в мае заработало и Кабардино-Балкарское радио.
– Чем живёт наше современное радио?
– Поскольку мы вещаем на трёх языках, то главное – сохранить эталонную речь. Это одновременно просветительская и пропагандистская деятельность: мы должны постараться, чтобы язык хотелось не просто слушать, но и изучать. В этом нам помогает наш фонд, который содержит огромное количество спектаклей, поставленных когда-то в национальных театрах, а также всё то, что вообще когда-либо записывалось в наших студиях. Боюсь, это единственный качественный звуковой источник, который у нас сегодня остался как память о репертуаре всех прошедших лет. Мы стараемся как можно чаще давать их в эфир, делаем огромную работу в данном направлении, хотя это затратно и сложно технически. Кроме того, фонд содержит труды всех поколений журналистов, которые когда-то здесь работали, а также голоса людей, чьи имена вписаны в историю республики. Ведь часто голоса – единственное, что сохранилось после них, это непременно должно быть сохранено. Слушая их, испытываешь удивительное чувство сопричастности к тем временам и событиям.
Фонд пополняется постоянно, ведь наши будни завтра тоже станут историей. Поэтому миссия радио – во-первых, просвещение, во-вторых, летопись республики в голосах.
– Радио – это современная площадка. Что делается для того, чтобы идти в ногу со временем?
– Стараемся, чтобы наш сайт был доступным и интересным. Для нас это полноценная рабочая площадка, сейчас мы формируем контент, готовим множество подкастов и планируем запуск видеотрансляции эфира. Ну а вековой юбилей, который не за горами, радиожурналисты КБР, надеюсь, встретят в реконструированном Доме радио.
– Молодёжь охотно пополняет ваши ряды?
– Да, желающих больше, чем мы можем принять. Но у нас есть резерв, и мы даём возможность проявить себя. Текучки на радио нет. На моей памяти (а я работаю с 1994 года) по собственной воле ушли всего несколько человек.
Конечно, хочется, чтобы молодых было больше. Однако, поскольку преемственность должна сохраняться, то и без людей со стажем никуда. Кроме того, у каждого за долгие годы сформировался свой слушатель, перед которым у них огромная ответственность. Не поверите, но нас слушают круглосуточно, могут даже позвонить среди ночи и спросить: почему нет повтора какой-либо передачи? Или попросить переставить что-нибудь на другое время, более удобное для них.
Аудитория и «обратная связь» с ней – отдельная тема. Молодёжь чаще слушает нас в автомобилях и телефонах. Ближнее зарубежье знает нас в основном через онлайн-вещание в интернете. Это всё мы мониторим.
На молодёжь, которая к нам приходит на работу, тоже делается определённый расчёт – в плане современного видения развития радиовещания в республике, а также сохранения того, что уже имеется, потому что всегда будет слушатель, которому интересен ретро-формат.
На радио, как нигде, силён институт наставничества, мы много уделяем внимания обучению молодых кадров. Ведь раньше был институт дикторов. Каждый из них проходил специальное обучение в Москве, в Останкино. Сейчас из того поколения у нас остались только Ильяс Созаев и Татьяна Шидакова. Стараемся проводить обучающие тренинги для молодёжи по технике речи. У меня на рабочем столе компьютера целая папка со специальными упражнениями, которые для каждого из нас обязательны к использованию.
– А что можно сказать о коллективе в целом?
Радио – коллективный труд, здесь нет второстепенных участников рабочего процесса. Успех – заслуга всех без исключения работников. Нашим коллективом можно гордиться. Все они – профессионалы высшего класса, которые способны всю работу – от идеи до её технического воплощения и выхода в эфир – сделать сами. Работают у нас около тридцати человек и внештатники. Некоторые из них, кстати, наши бывшие работники, которые, что называется, не смогли уйти навсегда, что лишний раз доказывает: в этой профессии бывших не бывает. Мы даже рабочие места для них держим. Они не могут расстаться с радио.
– Что включает в себя сегодняшний контент?
462 оригинальные передачи в месяц на трёх языках и новости: десять пятиминутных выпусков также на трёх языках с 7 до 18 часов ежедневно, кроме субботы. В воскресенье – десятиминутные итоги недели, дайджесты, литературно-драматические программы. Субботу заполняем за счёт ежедневной информационно-музыкальной программы на трёх языках «Моя Кабардино-Балкария».
Развлекательный сегмент – самый сложный. Не всё, что могут себе позволить центральные каналы, для нас приемлемо. У развлекательного сегмента нашего радио другое лицо. Под каждого журналиста, который приходит к нам, мы делаем какие-то программы. Но считаю недопустимым, когда через год или два он не вырастает из них и не пытается создавать уже что-то своё.
Главное достоинство радио я вижу в эффекте доверительности и отсутствии того, что называется «четвёртой стеной» между мной и аудиторией. Ко мне приходит на интервью человек – я разговариваю с ним вместе со слушателями, делаю их частью процесса общения, его полноценными участниками.
В итоге мы становимся близкими людьми с нашими слушателями. У каждого из них здесь есть свой любимый голос.
Асхат МЕЧИЕВ.