Становление законодательного органа государственной власти республики

12 декабря 1993 года в Кабардино-Балкарской Республике состоялись первые выборы нового законодательного органа республики – Парламента Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Положением «О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики», утверждённым и введённым в действие Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 27 октября 1993 г. №81 «О реформировании Высшего представительного органа власти КБР и проведении досрочных выборов депутатов Парламента КБР».
В сложной общественно-политической и экономической обстановке начала 90-х годов прошлого века Кабардино-Балкарская Республика определила своё место в радикально меняющейся России и вместе с ней выбрала курс на демократические преобразования, создание гражданского общества, основанного на торжестве закона.
Подписание Федеративного договора, избрание первого Президента республики, выборы депутатов Парламента, принятие новой Конституции явились политико-правовой основой для преодоления кризиса власти и становления государственности Кабардино-Балкарии.
В условиях кардинальных перемен в республике особую значимость приобретало проведение правовой реформы, что и явилось главной задачей избранного Парламента.
Парламент КБР первого и второго созывов состоял из двух равноправных палат – Совета Республики и Совета Представителей. Необходимость двухпалатного Парламента была вызвана прежде всего тем, чтобы стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике, более полно представить в законодательном органе интересы различных национальностей, создать сбалансированную систему учёта интересов территорий.
Совет Республики состоял из 36 депутатов, избранных по одномандатным округам в основном с равным количеством избирателей. Депутаты Совета Республики работали на профессиональной постоянной основе.
Совет Представителей состоял из 36 депутатов, избранных по трёхмандатным избирательным округам (районам) путём прямого тайного голосования, они представляли административно-территориальные органы республики.
Палаты Парламента различались как по порядку формирования, так и по предметам ведения. Конституцией КБР был очерчен круг вопросов, составляющих полномочия палат Парламента КБР, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении палат Парламента.
К ведению Совета Респуб-лики относились следующие вопросы:
– разработка и принятие законов по вопросам ведения;
– первичное обсуждение государственного бюджета республики;
– дача согласия Генеральному прокурору РФ на назначение и освобождение от должности прокурора КБР по представлению Президента КБР;
– избрание по представлению Президента КБР Председателя Конституционного суда, Верховного суда и председателя Высшего арбитражного суда КБР;
– избрание судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и судей районных (городских) судов;
– осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ;
– обращение в Конституционный суд РФ о даче заключения о соответствии Конституции РФ и законам РФ актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
– толкование законов КБР;
– наименование и переименование городов и населённых пунктов и т.д.
(Окончание на 2-й с.)
(Окончание. Начало на 1-й с.)
В ведении Совета Представителей находились следующие вопросы:
– первичное обсуждение государственного бюджета КБР, внесение его на утверждение Парламента;
– выработка предложений по установлению республиканских налогов и обязательных платежей;
– утверждение финансово-кредитной политики;
– определение основ внешнеполитических отношений;
– заслушивание отчётов контролирующих органов.
К совместному ведению палат Парламента КБР относились:
 принятие Конституции КБР, внесение в неё изменений и дополнений;
– решение вопросов о доверии Кабинету Министров (Правительству) КБР или об его отставке;
– регулирование вопросов межнациональных отношений;
– решение вопросов, связанных с изменением границ КБР;
– решение вопросов административно-территориального устройства КБР;
– утверждение государственного бюджета КБР, осуществление контроля за ходом выполнения бюджета, установление республиканских налогов и сборов, определение порядка установления налогов и местных сборов;
– ратификация и денонсация договоров и соглашений с государствами, республиками и другими субъектами РФ;
– принятие решения о проведении референдума;
– назначение выборов органов местного самоуправления;
– назначение выборов Президента КБР;
– дача согласия на назначение премьер-министра (Председателя Правительства);
– принятие решения о проведении референдума о доверии Президенту КБР.
Однопалатный Парламент КБР третьего созыва (2003–2009) избран 7 декабря 2003 года в соответствии с Законом КБР «О выборах депутатов Парламента КБР». Решение о переходе к однопалатному органу законодательной власти было принято в связи со стабилизацией политической обстановки в республике, а также ограничениями, установленными Федеральным законом от 6 декабря 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В 2001 году был принят Федеральный закон «О политических партиях», направленный на дальнейшее развитие политической системы. Данным законом повышается уровень требований, предъявляемых общест-
вом и государством к партиям, претендующим на активное участие в политической жизни. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» на момент назначения выборов в республике было зарегистрировано 32 региональных отделения общероссийских политических партий, которые имели право участвовать в формировании партийных списков при выборах в Парламент республики, из них лишь 6 представили списки.
Выборы в Парламент КБР третьего созыва проходили по смешанной системе. 55 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, 55 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. По итогам выборов к распределению 55 мандатов по спискам были допущены
3 партии, преодолевшие 5-процентный барьер: Кабардино-Балкарское отделение КПРФ получило 6 мандатов, Кабардино-Балкарское отделение партии «Единая Россия» – 44 мандата, Кабардино-Балкарское отделение Аграрной партии России – 5 мандатов.
Парламент КБР третьего созыва состоял из 110 депутатов, из которых 22 депутата работали на постоянной основе.
В структуру Парламента КБР входили Председатель Парламента КБР, три заместителя Председателя Парламента КБР, 8 профильных комитетов и комитет по межнацио-нальным отношениям, который является конституционным органом Парламента.
Создание комитета по межнацио-нальным отношениям Парламента КБР, который формируется из числа депутатов кабардинской, балкарской, русской национальностей, в немалой степени способствовало и продолжает способствовать поддержанию межнационального согласия в республике.
Парламент КБР четвёртого созыва (2009–2014) был  избран 1 марта
2009 года в соответствии с Законом КБР «О выборах депутатов Парламента КБР».
Выборы депутатов Парламента КБР проходили по единому респуб-ликанскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Парламента КБР. По итогам выборов к распределению
72 мандатов по спискам допущены 4 региональных отделения политических партий, преодолевших 7-процентный барьер: «Единая Россия» получила 52 мандата, «Справедливая Россия: Родина/ пенсионеры/ жизнь» – 9 мандатов, Коммунистическая партия РФ – 6 мандатов, Либерально-демократическая партия России – 5 мандатов.
Парламент КБР четвёртого созыва однопалатный, состоял  из
72 депутатов, из которых 18 работали на профессиональной постоянной основе.
Парламент КБР состоял из Председателя Парламента КБР, первого заместителя Председателя Парламента, двух заместителей Председателя Парламента КБР, комитета по межнациональным отношениям и 15 профильных комитетов.
Действующий Парламент КБР пятого созыва (2014–2019) был  избран 14 сентября 2014 года в соответствии с Законом КБР «О выборах депутатов Парламента КБР». В голосовании приняли участие
379 110 человек, что составляет
71,06 % от общего числа избирателей республики. К распределению депутатских мандатов в Парламенте КБР пятого созыва было допущено пять  партий. В соответствии с числом  голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов, мандаты распределились следующим образом: Кабардино-Балкарское региональное отделение партии «Единая Россия» получило 50 мандатов, региональное отделение партии «Справедливая Россия» в Кабардино-Балкарии –
8 мандатов, КБРО Коммунистической партии Российской Федерации –
8 мандатов, Кабардино-Балкарское региональное отделение ЛДПР –
2 мандата, Российская   экологическая партия «Зелёные» в КБР –
2 мандата.
Парламент КБР пятого созыва однопалатный, состоит  из 70 депутатов, из которых 18 работают на постоянной профессиональной основе, в их число входят: Председатель Парламента КБР,  два заместителя Председателя Парламента КБР, 12 председателей профильных комитетов, три заместителя председателей комитетов. В Парламенте КБР сформирован  комитет по межнациональным отношениям и 12 профильных комитетов.
Парламент КБР, несмотря на относительно недолгую историю своего существования, внёс чрезвычайно важный вклад в становление и развитие современной государственности Кабардино-Балкарии, создание необходимых правовых условий для осуществления гражданами своих конституционных прав и свобод, реализации имеющегося социально-экономического потенциала республики. Достаточно отметить, что 1 сентября 1997 года им принята Конституция КБР – первая и единственная в истории республики конституция современного демократического правового государства в составе РФ. За короткий период «с нуля» сформирована законодательная база республики.  Законодательный орган КБР активно участвует в федеральном законотворческом процессе.
В настоящее время деятельность Парламента КБР осуществляется в соответствии с утверждёнными планами и с приоритетами, вытекающими из положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также ежегодного Послания Главы КБР Парламенту КБР.
 

 

Пресс-служба Парламента КБР

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.03.2024 - 12:25

Открытость и готовность к сотрудничеству

На состоявшемся в МВД по КБР заседании подведены итоги работы общественного совета ведомства.

28.03.2024 - 09:03

Модернизация – капремонт и современное оснащение школ

Проведение капитального ремонта в школах республики и оснащение их современными средствами обучения в рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьной системы образования» обсудили на

28.03.2024 - 09:03

Исправление реестровых ошибок

В минувшем году Управлением Росреестра по КБР совместно с региональным филиалом ППК «Роскадастр» выявлено и исправлено более 1200 реестровых ошибок в государственном реестре недвижимости.

28.03.2024 - 09:03

Новые технологии в работе Росреестра

О том, как цифровые технологии используются в работе Росреестра и почему удобнее подавать документы в электронном виде, как сегодня упрощены процедуры кадастрового учёта и государственной регистрац

27.03.2024 - 16:34

В Нальчике улучшили подачу воды по ул. Пятигорская

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей городского округа Нальчик о перебоях в водоснабжении по улице Пятигорская.