Учительница первая моя

К общению с Ариной Дзамиховой – преподавателем начальной школы лицея №2 Нальчика побудили отзывы родителей её учеников, да и сами школьники рассказывают о ней на высокой эмоциональной ноте.
В 2015 году Арина окончила педагогический колледж КБГУ, в 2020-м получила диплом бакалавра филологического факультета. Сегодня, работая с уже вторым набором младших школьников, продолжает учиться в магистратуре. В её случае молодость и начальный этап  педагогического пути – синонимы яркости и энергичности, интуитивного понимания ребёнка и искреннего желания помочь ему.
С раннего детства Арина мечтала стать учителем. Чувствуя, что со школьниками младшего возраста ей будет легче находить общий язык, чем с подростками, она остановила выбор на начальной школе. В её семье представителей этой профессии не было, девушка стала первой на этом пути. Сегодня она с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Светлану Арахову, которая была строгой, но справедливой, для которой все дети были равны вне зависимости от уровня успеваемости. В своей работе Арина во многом старается походить на неё. Из педагогов современности она отмечает Виктора Шаталова, разработавшего свою систему преподавания. Суть её в том, что все без исключения дети способны успешно освоить учебную программу, главное правильно организовать подход к подаче и усвоению ими учебного материала.
– Что для вас начальная школа, какой фундамент она даёт и как важен этот старт?
– Начальная школа, безусловно, фундамент образования, и от успешности этого периода зависят судьба человека и его профессиональная карьера, это целый мир. Первые школьные годы остаются в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли травмы.
– По какой программе вы работаете и насколько она адекватна запросам времени?
– Я работаю по программе «Начальная школа XXI века», направленной на развитие логического мышления. Она подходит для хорошо подготовленных детей, которые на лету схватывают материал и имеют сильную дошкольную подготовку. Здесь высокая скорость изучения и усвоения материала. Программа развивает самостоятельность и самооценку, что необходимо современному школьнику.
– В школе ребёнок проводит большую часть дня (с продлёнкой и кружками), то есть учитель участвует и в процессе воспитания.
– Несомненно, каждый учитель принимает участие в процессе воспитания детей. Я считаю, что целью воспитательной деятельности учителя является формирование личности, максимально адаптированной к современным социальным условиям и ориентированной на успех.
– Какие они – современные школьники, и чем ваше поколение в их возрасте отличалось от сегодняшних младшеклассников?
– Мир вокруг нас интенсивно меняется, школа не остаётся в стороне. Сегодняшние младшеклассники очень умные и эрудированные, однако могут быть и проблемы. Отмечу, что современных детей трудно организовать на совместную игру. Они не умеют общаться, любят играть поодиночке. А всё потому, что не стало общих игр во дворе, они просто ушли из нашей жизни. Дети общаются только в школе, на переменах, которые длятся 10-15 минут, но этого недостаточно для полноценного развития коммуникативных навыков, которые совершенно необходимы. Современные дети быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность.  К тому же зачастую они вообще не понимают, зачем им нужно учиться хорошо. Опять же благодаря гаджетам и информационной среде, которая окружает детей, они проще, чем мы, и по-другому воспринимают информацию. Эти обстоятельства заставляют учителя перестраивать свою работу.
– Что бы вы добавили или подкорректировали в программе начальной школы?
– Дети – это «губки», они умудряются учиться даже тогда, когда не хотят этого. Они подвижны, эмоциональны, пластичны, я говорю об интеллекте, а не о физических качествах. Но, к огромному сожалению, современная школа далека от принципа «обучение – это легко и интересно». Не хватает предметов, направленных на практическое применение, которое понадобится в дальнейшей жизни.
– У вас есть свой личный подход к особо застенчивым или гиперактивным детям?
– Мне кажется, этот подход – в любви к детям и понимании. А разного рода приёмы повысить заинтересованность детей использует каждый учитель.
– Кто лучше усваивает материал – дети со спокойным темпераментом или это не играет особой роли?
– Каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, заданий, стиля преподавания и личности учителя. Тут важно всё.
– Как вас встретил коллектив, вы чувствовали поддержку старших педагогов?
– Хорошо помню свой первый рабочий день, было очень страшно. Меня встретила завуч Елена Юрьевна Воронкова. Это приветствие было настолько тёплым и доброжелательным, что всякое волнение исчезло напрочь. Елена Юрьевна и по сей день поддерживает всех нас. Также хотелось бы с искренним уважением отметить моего наставника, учителя Инну Султановну Шогенову, которая оказала значимую методическую и практическую помощь в работе, за что я ей очень благодарна.
– Есть определённые уроки, которые вы вынесли из своих школьных лет? Что-то, чего бы вы никогда не допустили, или, наоборот, хочется повторить?
– Никогда не опускать руки. Ситуации бывают разные, но в конечном итоге всё приходит в норму, как бы ни было тяжело. Даже в моменты, когда не у кого попросить помощи и совета,  решение придёт. Не нужно пытаться успеть всё и сразу, всему своё время.
– Есть идеи, как объединить детей, чтобы класс стал чем-то вроде второго дома, а начальная школа вспоминалась счастливой порой?
– Для создания дружеской атмосферы важна совместная деятельность – праздники, экскурсии, работа в группах, «уроки доброты». Об этом эмоционально вспоминают ученики моего первого набора. К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране в прошедшем году не удалось организовать ничего подобного. Но мы надеемся на скорейшее возвращение к привычной жизни, чему очень рады дети и учителя.
– Что бы вы пожелали школьникам и их родителям?
– Родителям быть мудрыми, во всём помогать своим детям, уделять им больше времени, направлять и мотивировать. А детям – уверенно и смело пополнять багаж знаний, стремиться к целям, раскрывать таланты и верить в мечты.

Марина Мокаева

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.04.2024 - 17:29

Казбек Коков провел оперативное совещание по вопросам сферы образования

Речь шла о готовности региона к проведению государственной итоговой аттестации, системе дошкольного образования, летней детской оздоровительной кампании, а также состоянии школ республики, сообщает

24.04.2024 - 16:41

КБР и Республика Татарстан налаживают сотрудничество в сфере туризма

Министр курортов и туризма КБР Мурат Шогенцуков находится с рабочим визитом в Республике Татарстан.

24.04.2024 - 09:14

Юным участникам регионального отделения «Движение первых» вручили паспорта

В Нальчикском театре юного зрителя в рамках всероссийского проекта «Мы – граждане России!» представители регионального отделения российского движения детей и молодёжи «Движение первых» КБР организо

24.04.2024 - 09:12

Книгам – вторую жизнь

Очередную акцию книгодарения участницы Нальчикской организации КБРО ООД «ВЖС «Надежда России» посвятили праздничной дате – Дню ветеранов органов внутренних дел России.

24.04.2024 - 09:11

Граждане Кабардино-Балкарии могут сдать незаконно хранящееся оружие за денежное вознаграждение

В целях предупреждения незаконного оборота оружия, боеприпасов и других предметов вооружения, Управления Росгвардии по КБР напоминает гражданам о том, что в соответствии с постановлением Правительс