В Национальном музее КБР в Нальчике открылась персональная выставка известного художника и мастера адыгской циновки Руслана Мазло «Лъагъуныгъэ (Узрение)».
Атмосфера на открытии экспозиции царила творческая и не была похожа на официальное мероприятие. В центре зала стоял станок для изготовления циновок, и Руслан Мазло прямо на глазах у зрителей плёл арджэн. Звучали народные песни в исполнении пост-фолк группы «Jrpjej».
Привычное, прямое и часто используемое значение адыгского слова «лъагъуныгъэ» – любовь. Но, по словам организаторов выставки, этот перевод не отражает всех нюансов и контекста. «Видение», «понимание сути» – вот другие грани и смыслы адыгского понятия, которое отражает подход Руслана к искусству плетения циновки. В новой экспозиции художник постарался передать своё видение и понимание традиционного ремесла через связь циновки с природными циклами, личным восприятием, звуком и ландшафтом. Именно поэтому «Лъагъуныгъэ» – это самый многогранный и экспериментальный проект Руслана Мазло.
– Эта выставка знаковая и по-своему уникальная, – сказал директор Национального музея Феликс Наков на открытии экспозиции. – работы Руслана всегда удивляют тем, что это философия, уходящая корнями в глубокую древность, но в то же время это и современное искусство. Руслан всякий раз напоминает нам, что традиционная культура не утратила свою актуальность и не утратит её никогда.
– Руслан Мазло не устаёт удивлять нас своим трудолюбием и поиском в искусстве, – отметил председатель Союза художников КБР Геннадий Темирканов. – Он сумел поднять национальное искусство на новую ступень. И сегодня его работы интересны не только жителям КБР, но и в Москве, и за рубежом.
Пришедшие на открытие выставки Руслана Мазло «Лъагъу-ныгъэ (Узрение)» гости смогли увидеть документальный фильм Тамерлана Васильева об искусстве плетения адыгской циновки. Экспозиция продлится до конца января.