Фундаментальная основа национальной самоидентичности.

Состоялось заседание коллегии Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР. Обсуждены вопросы развития этнокультурного образования, реализации национальных проектов «Образование» и «Демография», а также молодёжной политики, повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных условиях.
В мероприятии приняли участие министр просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Ауес Кумыков, председатель общественного совета при Минпросвещения КБР, президент Международной черкесской ассоциации Хаути Сохроков, председатель комитета Парламента КБР по образованию, науке и молодёжной политике Светлана Азикова, председатель рескома профсоюза работников народного образования и науки Сергей Карныш.
А. Кумыков ознакомил присутствующих с проектом подпрограммы «Развитие этнокультурного образования» республиканской государственной программы «Развитие образования в КБР», где  указаны цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки выполнения и ожидаемые результаты развития национального образования до 2024 года. Основная цель подпрограммы – формирование условий для развития культурного и образовательного пространства республики, доступности современного качества этнокультурного образования как фундаментальной основы национальной самоидентичности.
Проект предусматривает решение четырёх задач: разработку и издание учебно-методических комплектов учебных предметов этнокультурной направленности; систематическое проведение повышения квалификации авторов учебно-методических комплектов, педагогических и управленческих кадров в контексте разработки и введения в действие новых учебно-методических комплектов; совершенствование содержания, методик и технологий преподавания предметов национально-региональной направленности; повышение уровня оснащённости библиотек, кабинетов родных языков и литератур в образовательных учреждениях современными учебно-наглядными, учебными, методическими пособиями, компьютерным оборудованием и программными средствами обучения, позволяющими использовать новые технологии в образовательном процессе.
Затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составят более 31 млн рублей, в том числе в 2020 году – 6 млн 726 тыс. рублей, в 2021 – 6 млн 513 тыс. рублей, в 2022 – 9 млн 317 тыс. рублей, 2023 – 7 млн. 115 тыс. рублей и в 2024 –
1 млн 347 тыс. рублей.
О ходе реализации в 2019 году нацпроектов «Образование» и «Демография» доложила заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Ирина Шонтукова. Реализуется восемь региональных проектов из десяти федеральных проектов нацпроекта «Образование». Министерство является соисполнителем нацпроекта «Демография». Министерством просвещения РФ одобрены десять заявок по семи региональным проектам: «Современная школа в КБР», «Успех каждого ребёнка в КБР», «Цифровая образовательная среда в КБР», «Учитель будущего в КБР», «Социальная активность в КБР», «Молодые профессионалы в КБР», «Поддержка семей, имеющих детей, в КБР». Общий объём средств на реализацию заявок составляет 651,9 млн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – более 640 млн рублей.
Мероприятия, предусмотренные региональными проектами, позволят обновить материально-техническую базу в сельских школах, создать в структуре школы центр образования цифрового и гуманитарного профилей, построить в 2019-2020 годах здание школы в ст. Солдатской,  создать до конца года пять тысяч мест дополнительного образования детей, что закроет потребности в обеспечении доступности дополнительного образования на 90 процентов. В планах – создание центра выявления и поддержки одарённых детей, а также сети психолого-консультационных центров для родителей во всех муниципалитетах, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, центров оценки их  профессионального мастерства и квалификации, модели цифровой образовательной среды.
По проекту «Молодые профессионалы» в рамках конкурса «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» три организации среднего профессионального образования поддержаны на общую сумму 68,5 млн руб. На эту субсидию будет создано 15 мастерских на базе организаций-победителей – Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель»; Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа, Кабардино-Балкарского автомобильно-дорожного колледжа.
К 2024 году доля жителей Кабардино-Балкарии, вовлечённых в добровольческое движение, должна составить не менее 20 процентов, а число студентов и школьников, участвующих в деятельности общественных объединений образовательных учреждений, – 75 тысяч человек
И. Шонтукова проинформировала о реализации нацпроекта «Демография» в части проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет». До 2021 года предполагается построить 26 объектов и создать 1 860 мест, объём субсидии на эти цели достигает
1 млрд 470 млн рублей (в 2019-2021 годах).
Кроме того, по проекту «Демография» к 2024 году будет создано не менее пяти групп дошкольного образования в негосударственном секторе, организовано повышение квалификации не менее 750 специалистов.
Ирина Шонтукова уточнила, что Министерством просвещения РФ объявлено двенадцать конкурсов в рамках реализации нацпроекта «Образование», по восьми Минпросвещения КБР готовит конкурсную документацию на получение субсидий в 2020-2022 годах.
Вопросы реализации молодёжной политики в КБР были подняты заместителем министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Ачемезом Мокаевым. О внедрении в жизнь проекта «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях» представили начальник управления Минпросвещения КБР Марина Мизова и и.о. директора центра непрерывного развития КБР Алим Кушчетеров.
Несмотря на то, что достигнуты определённые положительные результаты в повышении качества образования, имеют место и нерешённые проблемы. К примеру, результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о наличии проблем в достижении качества общего образования. Наблюдается значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых школами образовательных услуг, сохраняется дефицит профессиональных кадров.
На повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с 2017 года выделено из федерального бюджета 7 млн 789 тыс. рублей и из республиканского
1 млн 354 тыс. рублей. Мероприятиями по повышению уровня результатов за три года охвачено 75 образовательных организаций: три года подряд в проекте оставалась кадетская школа-интернат №1 с. Атажукино, дважды – школа с. Хабаз, школа №2 с. Сармаково, школа с. Нижний Чегем, школа №2 с. Верхняя Балкария, школа №6 г. Тырныауза и школа №4 с. Кёнделен. По итогам курсов повышения квалификации в 75 образовательных организациях  внедрена комплексная модель учительского роста, в ста процентах муниципалитетов разработаны и реализуются программы повышения качества образования. Отмечена работа Майского, Прохладненского и Баксанского районов со школами, показывающими низкие образовательные результаты.

Марьяна БЕЛГОРОКОВА.
Поделиться: