Беслан Ашхотов – музыковед с мировым именем.

Беслан Галимович Ашхотов – проректор по учебной работе Северо-Кавказского государственного института искусств, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки КБР, член Союза композиторов РФ, член-корреспондент Международной адыгской (черкесской) академии наук, лауреат международного конкурса.
Область научных интересов – исторические корни формирования и музыкально-стилистические особенности адыгского музыкального фольклора, краеведение, профессиональная музыкальная культура Кабардино-Балкарии.
Б. Ашхотов – автор монографий «Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ» и «Адыгское народное многоголосие». В отечественных и зарубежных изданиях им опубликовано  более 150 научных статей по музыкознанию, этномузыкологии и культурологии.
Беслан Ашхотов – человек редкой профессии. Он – музыковед. 12 июня выдающемуся специалисту, внесшему существенный вклад в отечественное и мировое музыкознание,   исполняется 70 лет.
Начало пути
К музыкальным занятиям юноша, родившийся в патриархальной кабардинской семье в с. Верхний Курп Терского района, приступил довольно поздно – в возрасте 15 лет и за три года окончил семилетний курс музыкальной школы по классу фортепиано.
После окончания нальчикского музыкального училища была учёба в Астраханской государственной консерватории на факультете истории и теории музыки. Дипломная работа молодого специалиста «Стилистика адыгской песни-плача» стала основой его дальнейшей научной деятельности.
На административной работе
Высокопрофессионального, весьма ответственного выпускника консерватории назначили на должность директора методического кабинета по учебным заведениям Министерства культуры КБАССр, и в этом качестве Беслан Галимович проработал одиннадцать лет.
С 1990 г. Б. Ашхотов – проректор единственного на Северном Кавказе творческого вуза. Беслан Галимович благодарен ректору института, профессору Анатолию Рахаеву за увлечённость идеей создания такого учебного заведения.
– В ходе профессиональной деятельности мне посчастливилось общаться с хорошими людьми, в окружении которых чувствую себя комфортно. Решая вместе с ними задачи, стремлюсь к достижению намеченных целей, стараюсь делать всё, что в моих силах, – говорит Беслан Галимович. – К числу таких людей – коллег, единомышленников – безусловно, отношу Анатолия Измаиловича Рахаева, вместе с которым нам пришлось в нелёгкие 90-е годы преодолевать неверие окружающих в успех задуманного предприятия.
Любовь к профессии придавала нам силы. Мы хотели создать высшее учебное заведение, в котором юноши и девушки Северного Кавказа могли бы изучать культуру и искусство нашего региона, России и всего мира, находясь в привычной социокультурной среде, непадалёку от дома, своих родных. Нам удалось, не привлекая коллег из других регионов, активизировать кадровый потенциал нашей республики. И до сей поры эти специалисты успешно работают в институте, составляя бесценную основу профессорско-преподавательского состава СКГИИ.
Пожалуй, самое важное то, что мы смогли подготовить достойных преемников, которые в настоящее время составляют около сорока процентов профессиональных кадров и  занимают в вузе ответственные должности. К их числу относятся  М. Ахмедагаев, Л. Жаппуева, М. Малкаров и другие наши сотрудники. Следует отметить, что первый набор студентов был очень удачным, и именно из тех выпускников, получивших дипломы в 1995 году, мы формировали кадровое пополнение.
Хочу подчеркнуть, что первый Президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков оказал большую поддержку при создании в нашей республике федерального вуза, имеющего важное социокультурное значение для всего Северного Кавказа – региона, который в тот период был весьма тревожным и очень нуждался в политической стабильности и социальной толерантности. Нередко Валерий Мухамедович вручал дипломы выпускникам института, присутствовал на важнейших мероприятиях вуза с участием представителей органов власти и работников культуры Юга России и федеральных учреждений.
В настоящее время выпускники СКГИИ работают практически во всех профильных южнороссийских и северокавказских учреждениях культуры и искусства, в средствах массовой информации, а также в органах власти государственного и муниципального уровня.
Без малого 30 лет работает наш институт, он давно доказал свою социальную и культурную значимость.
Научная деятельность
Мировые эксперты в области искусства отмечают, что профессор Ашхотов сумел сказать новое слово в кавказской этномузыкологии.
Кандидатскую диссертацию «Гъыбзэ – стилистическая форма адыгского фольклора»
Б. Ашхотов защитил в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), докторскую диссертацию «Адыгское народное многоголосие» – в Государственном институте искусствознания (г. Москва).
В уникальном по масштабу и глубине научном исследовании раскрыты причины возникновения особой северокавказской региональной этномузыкальной модели многоголосия. В трудах учёного – размышления о сути кавказского культурного мира, о месте в нём кабардинской и в целом адыгской музыки, об их взаимосвязях с общекавказским, российским и мировым культурным пространством.
Исследователь обращается к историческим и социально-экономическим региональным процессам, которые сыграли важную роль в становлении этномузыкального сознания адыгов, и на их фоне выявляет автохтонность происхождения и эволюцию адыгского народного многоголосия. В результате целенаправленных усилий исследователя обширный пласт адыгской народной и профессиональной музыки открывается в исторической перспективе как своеобразный и колоритный компонент общей этнической картины мира. Итогом работы является мысль о том, что народы, проживающие в северокавказском фольклорном ареале, выработали сходную песенную форму для выражения целой гаммы человеческих чувств.
Мировые эксперты отмечают, что Б. Ашхотов в докторской диссертации, посвящённой изу-
чению феномена сольно-группового пения адыгов, впервые в адыгской музыкальной фольклористике обозначил проблему комплексного исследования традиционных песен «гъыбзэ» (песня-плач). На основе всестороннего анализа автор впервые выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что формирование характерных ритмоформул и интонационных модификаций в адыгской песне коренится в специфике национального языка.
Также профессор впервые в кавказской музыкальной фольклористике исследовал особенности жанра исламских богослужебных песнопений «зикры». «Б. Ашхотову принадлежит также ряд новых идей в освещении роли инструментального начала (в частности – шикапшины) в фольклорном исполнительстве в контексте адыгского многоголосия. Монография «Адыгское народное многоголосие» вошла в ряд наиболее ценных исследований современной отечественной этномузыкологии», – пишет доцент кафедры истории и теории музыки СКГИИ Т. Китанина.
Признанный авторитет в области музыковедения – композитор, этнограф, заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств, доктор искусствоведения, профессор Игорь Мациевский причисляет профессора Б. Ашхотова к когорте специалистов, которые существенно изменили представления об универсалиях мировой музыки, сделав научные открытия и достижения в области сравнительного музыкознания и этномузыкологии XX века.
О музыке, литературе
и алгебре
Деятельный характер строгого профессора кафедры истории и теории музыки, проректора СКГИИ Б. Ашхотова привёл к созданию ряда публицистических работ, посвящённых двум гениальным русским поэтам – Пушкину и Лермонтову, отдавшим дань огромного уважения Кавказу в своих произведениях. Знаток истории своего народа со страстью и болью пишет об истоках тех противоречий, что живы и поныне, свидетелями которых в начале 19 века были гении русской поэзии.
Беслан Галимович – человек предельно занятой и пунктуальный – осмысливая взаимосвязь различных областей культурного наследия, каким-то чудом успевает писать статьи и книги о творчестве кабардинских композиторов. Особое внимание он уделяет анализу профессиональной работы заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии КБР Джабраила Хаупы.
– Облик Беслана Ашхотова как учёного и руководителя, который сформировался к сегодняшнему дню, подтверждает мысль о том, что «человек творит себя сам, – отмечает однокурсница и коллега Беслана Галимовича, ныне заведующая  кафедрой истории теории музыки СКГИИ, доцент  Людмила Налоева (Кумехова). – Гармония его личности заключается в оптимальном сочетании творческой, научной, административной деятельности. Перефразируя слова Пушкина, можно сказать, что ему удаётся сочетать алгебру с гармонией. К чертам характера, которые помогли профессору Ашхотову достичь сегодняшнего положения и занять собственную нишу в культурном пространстве нашей республики, я бы отнесла любознательность, профессионализм, умение из множества вариантов выбирать самый верный.  Всё это вместе взятое создало ему очень высокий авторитет у преподавателей и директоров музыкальных, художественных школ, когда он работал директором методического кабинета по учебным заведениям Министерства культуры, так и сейчас у учёных и руководителей вузов культуры и искусств России.
Любовь к музыке унаследовали замечательные сыновья профессора, которых Беслан Галимович воспитал вместе с супругой Асей Хажбаровной – профессиональным педагогом. Аслан Ашхотов – виолончелист, лауреат международного конкурса, действующий артист и инспектор московского симфонического оркестра «Русская филармония». Ислам  Ашхотов – выпускник СКГИИ, лауреат II Северо-Кавказского открытого конкурса вокалистов, солист академии молодых певцов Мариинского театра (Санкт-Петербург).

Бессменный проректор Северо-Кавказского государственного института искусств продолжает активно работать и строит большие творческие планы. Приходится только удивляться его работоспособности, компетентности, целеустремлённости, широте кругозора. Беслан Ашхотов, наделённый не только музыкальным даром, но и большими аналитическими способностями, талантом эффективного менеджера, глубоко знает кабардинскую культуру и этим знанием делится с окружающими.
– Беслан Галимович доказал, что своей национальной культурой кабардинцы с полным основанием могут гордиться. Люди, которым посчастливилось общаться с этим уникальным специалистом, беседовать с ним на культурологические темы, знакомиться с его научными трудами, воспринимают культуру адыгов с большим трепетом, – подчёркивает Людмила Налоева. – Полагаю, что профессор Ашхотов является самым высокопрофессиональным и авторитетным фольклористом в северо-кавказском регионе.

Ирина БОГАЧЁВА.
Поделиться: