Воздушный бой над станицей Александровской

Началом нашего исследования послужила установленная в сквере станицы Александровской мемориальная доска лётчику А.С. Роговину, 1922 года рождения, погибшему 16 августа 1942 года в районе  станицы Александровской на которую обратил внимание участник автомобильного пробега,  посвящённого годовщине победы в Великой Отечественной войне         Б. Гуляжинов.
 О падении самолёта у этого населённого пункта долгие годы не было известно. Благодаря поисковой работе учащихся 7 «Б» класса александровской школы под руководством учительницы Н. Саломатиной к 30-летию Победы удалось узнать не только подробности падения самолёта, но и имя погибшего лётчика. Его боевой путь не отмечен орденами и медалями, в донесениях о потерях на сайте ОБД «Мемориал», в автоматизированном банке данных «Книга Памяти Республики Беларусь», а также на сайте «Авиаторы Второй мировой»  он числится пропавшим без вести.
 По итогам нашего исследования удалось установить: Роговин Абрам Заминуилович родился в 1922 году в Минске, мобилизован в ряды Красной Армии Ворошиловским ГВК  г. Минска БССР. После окончания лётной школы, с июня 1942 г., сержант А. Роговин воевал в 805-м истребительном авиаполку.
В середине августа 1942 года перед 4-й воздушной армией, в которую входил и 805-й истребительный авиаполк, была поставлена задача – все силы бросить на уничтожение мотомехчастей немцев, стремившихся прорваться из Пятигорска к Нальчику, а затем к Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
В боевом донесении от 16 августа штаба 265-й истребительной авиадивизии, располагавшейся в Эльхотово, написано: 
«1. 15 ч. 53 мин. –   16 ч. 50 мин. восемь ЛАГГ – 3  805 ИАП производили штурмовку войск противника в районе озера Тамбукан. Уничтожено – 6 автомашин с грузом, израсходовано: ФАБ-50=12, ШВАК-250, ШКАС-300;
  2.  с 16 ч. 25 мин. по 16 ч. 40 мин. на высоте 600 метров в районе Малка – Старый Черек вели воздушный бой с шестью М-109. В результате воздушного боя не вернулись с боевого задания командир полка майор Жарков, командир звена лейтенант Корнев, пилот сержант Роговин…». 
В другом документе – оперативной сводке от 16 августа 1942 г. штаба 265-й истребительной авиадивизии (Эльхотово): «… В течение дня 16 августа 1942 года воздушных боёв два. Первый: 16 ч. 25 мин. на высоте 600 м в районе Малка – Старый Черек восемь ЛАГГ-3 805-го истребительного авиаполка вели воздушный бой с шестью МЕ-109. В результате не вернулись с боевого задания – командир полка майор Жарков, командир звена – лейтенант Корнев, пилот сержант Роговин…». 
В оперативной сводке от 17 августа 1942 г. штаба 265-й истребительной авиадивизии (Эльхотово):
« … 5. Внести исправление в оперативную сводку  № – 54: – командир 805 ИАП майор Жарков выпрыгнул с парашютом  в районе Муртазово и возвратился в свою часть. Имеет ожоги обеих рук и лица. Самолёт ЛАГГ-3 разбит».
Согласно  донесению о безвозвратных потерях по управлению 4-й воздушной армии от 18 декабря 1942 г. пилот 805-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии сержант Абрам Роговин не вернулся с боевого задания 16 августа 1942 года.
  По информации приказа об исключении из списков от 24 февраля 1943 г. главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии, пилот 805-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии сержант Роговин Абрам Заминуилович, 1922 года рождения, пропал без вести 16 августа 1942 г. 
В марте 1975 г. дирекция Александровской средней школы обратилась с письмом в исполком Александровского станичного совета депутатов трудящихся с просьбой разрешить и содействовать в установке на территории школы к 30-летию Победы памятника лётчику Роговину, погибшему на территории станицы Александровской в районе реки Терек, и мемориальных досок на улицах Чернухина и Субботина. 
К письму были приложены результаты поисковой работы учащихся  7 «Б» класса Александровской средней школы под руководством учительницы Н. Саломатиной, воспоминания очевидцев. В нём было написано, что «односельчане хорошо помнят этот бой – 29 августа 1942 года (бой состоялся 16 августа 1942 г. – примечание авторов). Станица была прифронтовой полосой. Молодые женщины, девушки и подростки вышли на берег Терека рубить лес и рыть окопы. Во второй половине дня стали свидетелями воздушного боя. Образовавшаяся карусель из наших и немецких самолётов вертелась над Тереком, от старого моста до Котляревского леса.
Сбито было два наших самолёта, а третий задымился и ушёл в сторону Малгобека. Первый самолёт задымился и упал около станицы Котляревской. А из второй горящей машины выпрыгнул лётчик с парашютом, но фашистский стервятник развернулся и расстрелял в воздухе пилота.
Видели бой 13-15-летние подростки Дроздович Н. (работает в котельной больницы), Соловьёв А. (работает от Нальчика на крахмальном заводе на стройке), Петров Н. (рабочий завода) и Ратченко. Они жили на Пригородном. Сразу же отправились на поиски лётчика. Ходили недалеко от него. А он приземлился на один из островов против Сагутокова, теперь против этого места находятся новые совхозные свинарники. Через неделю снова отправились за камушками и увидели лётчика. Взяли документы, планшет с картой, пистолет и отправились к Лезгинскому мосту, там были военные. Начальник взял документы и пообещал их отправить в полк, а лётчика приказал там же похоронить.
Красные следопыты беседовали с очевидцами: Дроздовичем, Соловьёвым и Петровым.
В памяти сохранилось немногое. Соловьёв очень хорошо запомнил фамилию Роговин, имя Абрам. Дроздович  запомнил имя Абрам, Петров  не может утверждать, что имя Абрам, возможно, отчество – Абрамович. Из рассказа можно представить лётчика: очень молодой – 20-23 лет, темноволосый, смуглый, среднего роста, в полевой форме, пулевое ранение в бок (в левом боку рана, а в правом разрыв от пули). Опрошены очевидцы Наумцева Е.И. (секретарь школы), Маников Ф. (рабочий совхоза), Васильев В. (рабочий завода, пас лошадей на острове) и другие.
Ни на одном из памятников нет фамилии славного сокола. Мы просим, чтобы к 30-летию со дня Победы Советского народа над фашизмом поставили памятник лётчику-герою.
Красные следопыты ведут поиски, переписываются с лётчиками полков, громивших фашистов над р. Терек. В ВИАП не было такого лётчика. Узнали, что в зоне их пионерского действия живёт на улице Садовой ветеран войны Дорошенко А.Г., который был механиком в полку Дзусова И.М.
Поиск продолжается».    
Из рассказа Петрова Н. следует, что пилот Роговин А.З. был похоронен на месте падения. 
Решением исполнительного комитета Александровского станичного совета Майского района КБР в 1975 году рядом с памятником «Павшим за Родину 1941-1945 гг.» в сквере была установлена мемориальная доска пилоту 805-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии сержанту Роговину Абраму Заминуиловичу, погибшему в воздушном бою 16 августа 1942 года. 
26 апреля 2019 года мы направили в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооружённых Сил Республики Беларусь заявление с просьбой внести дополнения и исправления в учётные данные погибшего в воздушном бою пилота. 
30 апреля получили ответ: «Ваше обращение рассмотрено в управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооружённых Сил. В автоматизированном банке данных «Книга Памяти Республики Беларусь», в которую занесены имена погибших и пропавших без вести в годы войн уроженцев Беларуси и граждан, призванных военными комиссариатами Беларуси, также погибших на её территории, учтён Роговин Абрам Заминуилович, 1922 г.р., уроженец г. Минска. На основании присланных вами документов в учётные данные погибшего воина внесены сведения о месте его захоронения – погиб в воздушном бою 16.08.1942 г. (вместо пропал без вести) и захоронен в станице Александровской Майского района Кабардино-Балкарской Республики». 
Абрам Заминуилович Роговин не пропал без вести, а погиб в воздушном бою 16 августа 1942 г., похоронен в станице Александровской Майского района. И мы должны помнить подвиг сержанта А.З. Роговина, отдавшего за Родину самое дорогое – жизнь. 
 

 

Ахмед Нахушев, Владимир Орсаев
Поделиться: